Соционический тип
Есенин (Интуитивно-этический, ИЭИ)
Основные дихотомии
Рациональность 1 - Иррациональность 16
Экстраверсия 5 - Интроверсия 12
Сенсорика 2 - Интуиция 15
Логика 0 - Этика 17
Автор описания - психолог Елена Заманская
Есенин часто производит впечатление человека, с одной стороны витающего в облаках, отрешенного от внешнего мира, а с другой - невероятно контактного, отзывчивого, переживающего сердечно и глубоко. Тайна есенинской загадочности привлекает многих, но открываются Есенины избранным, небольшому кругу близких людей, которым будут близки или важны изменчивые движения их души.
Есенина можно назвать идеалистом, собирателем и оберегателем духовных идеалов разных эпох. И это идеалы, наполненные переживанием, глубоко личным откликом на происходящие и происходившие когда-то события.
Мелочи повседневной жизни в восприятии Есенина отступают на задний план, а главными, основополагающими, становятся внутренние, скрытые течения собственной душевной жизни. Откликаясь чувствами на происходящее вокруг, с юных лет переживая глубочайшим образом происходящее внутри, Есенины видят чувства и душевные переживания других людей, могут их распознать по малейшим проявлениям и предугадать.
Наименее практичные из всех остальных типов, Есенины живут совершенно иной, не будничной, не бытовой жизнью, все тонкости и сложности которой доступны для понимания только им самим и тем, с кем они захотят поделиться.
Обычно Есенины легки и приятны в общении, они следуют нравам, принятым в обществе, не стремятся выделяться, быть на виду, но для себя всегда оставляют право на приватную внутреннюю жизнь, право на оценки людей по своим внутренним ценностям, внутренним же законам морали и нравственности, которые Есенин создает сам, в течение своей жизни, опираясь на чувства и наблюдения.
Время, события и люди в них - вот области притяжения интересов Есенина. Жизненные драмы, трагедии, комедии, фарсы, происходящие ежедневно и происходившие всегда, с самых первых шагов человечества, события, связывающие людей и разлучающие их, превратности судеб, смены эпох, умонастроений, властей - в этом перемешанном потоке истории и реальной жизни Есенин великолепно ориентируется. Тени прошлого не мешают, а скорее помогают видеть настоящее и будущее, создают фон сокровенного смысла существования.
Легко отрываясь от реальности, Есенин любит погружаться в иррациональный мир мечты. Великолепные сюжеты для таких путешествий дарит ему искусство, литература в первую очередь. Следуя в своем воображении за литературными героями, Есенин сопереживает, обогащает свой жизненный опыт, украшает грубую реальность изящными красивыми сюжетами.
Кино, литература, живопись или психология - это для Есенина прекрасный повод расширить и углубить диапазон своих чувственных переживаний. События культуры, произведения искусства воспринимаются им глубоко лично, информация принимается, прежде всего, сердцем и воображением.
И, конечно, имеет большое значение, в какой среде развивается личность представителей этого типа, достаточно ли ценится в этой среде духовность, есть ли возможность оторваться от сугубо бытовой стороны жизни.
Есенину дана способность предчувствовать и предугадывать. Он находится в незримом контакте с настроениями общества, отделяя их от своего собственного. Назревание событий, ведущих к переменам, динамику таких событий Есенин может чувствовать очень точно. Особенно тонко он воспринимает приближение кризисных ситуаций. И обычно предупреждает своих близких об этом. Сообщает, что близка опасность и пора действовать. А сам умеет избегать и обходить неприятности, не анализируя события, а чувствуя их. Или выжидать, ожидать подходящего момента, чтобы потом действовать быстро.
Есенины чаще всего мягки, задумчивы, осторожны в своих высказываниях, предпочитают подстраиваться под других, не создавая конфликтов, исповедуя принцип "живи сам и дай жить другому". Но при этом Есенин остается при своем мнении или в своем потоке чувств и размышлений. И одновременно - открытым и восприимчивым к новой информации, меняя свои представления, если это необходимо по ситуации. Готовность к переменам, способность легко изменить планы для решения насущных задач и изменить будущее под себя, включить окружающих в свой внутренний ритм - это сильные стороны Есенина.
Большинство людей этого тима дополняют обыденную жизнь самосозерцанием и стремлением к самопознанию, к самосовершенствованию. Понимание себя, ответ на вопрос "кто я?" - очень важные составляющие жизни Есенина. Причем, вопрос этот возникает вновь и вновь на протяжении всей жизни, и сам вопрос, а так же те чувства, тот душевный отклик, которые этот вопрос вызывает, важнее точного, ясного и окончательно разумного ответа. Важнее быть в контакте с внутренними изменениями, чувствовать их. А почувствовав, мысленно направляться в будущее, в "прекрасное далёко", поскольку в будущее Есенин смотрит с оптимизмом, настроен на то, чтобы оно было светлым. И окружающим помогает поверить именно в светлое будущее, что особенно актуально в смутные времена, когда нет ясного ответа, как поступать здесь и сейчас.
К поступкам, необходимым в определенной ситуации, Есенин окружающих побуждает эмоциональным воздействием на них. Он умеет влиять на настроение людей, но не словами, не уговорами, а эмоциональным всплеском.
Есенин проявляет эмоции именно в тот момент, когда они их можно и нужно проявить. И это часто не столько реакция, ответ на происходящее, а именно активное воздействие. Когда плакать, а когда смеяться - в сознательном управлении Есенина. Чувства будут совершенно искренними, но подходящего момента (а это может быть и наивысший накал чувств, а может быть ситуация, в которой уже существующие чувства становятся активны) Есенин подождет.
Пребывая в контакте с чувствами близкого человека, вплоть до проникновения в самые сокровенные части его внутреннего мира, или чувствуя эмоциональный настрой группы, Есенин способен творить настроения людей - и близких, и далеких. Без стеснения показывая окружающим свои чувства, он может заразить своим настроением других, способствуя их эмоциональному раскрепощению.
Отдельно хотелось бы сказать об очень важном качестве Есенина - способности принимать эмоциональную жизнь близкого человека такой, какая она есть. И только плавно, ненавязчиво и постепенно стараться ее гармонизировать, сделать социально более приемлемой. Сам, будучи человеком интенсивных эмоций и широкого эмоционального диапазона, Есенин сопереживает чувствам другого и оказывает душевную и эмоциональную поддержку, понимает и принимает партнера. И даже может оправдывать какие-то негативные порывы, опираясь на свою внутреннюю систему ценностей, свое понимание морали и свое видение динамики будущих перемен к лучшему в человеке.
В благоприятной среде, в дружественной компании Есенин искрится эмоциями, много шутит, вызывая дружный смех окружающих. Он ценит юмор и способен видеть смешное в житейских ситуациях, в обыденной жизни подмечает множество забавных моментов и любит делиться ими с друзьями, поднимая им настроение.
Настроение людей Есенин видит прекрасно. И отличает социальную маску от истинного, настоящего состояния души. В общении обращается именно к настоящему состоянию. Может подбодрить, вселить оптимизм, настроить на боевой лад. Несмотря на то, что сам он - натура мечтательная и лирическая, веселиться на всю катушку тоже ему свойственно.
А вот истинные чувства самого Есенина для многих остаются тайной, поскольку он великолепно умеет создавать образ, подходящий к ситуации и позволяющий скрыть свое настроение. Так происходит во многом потому, что Есенин живет напряженной эмоциональной жизнью, большая часть которой протекает внутри, и хочет оберечь свой загадочный внутренний мир от посягательств извне.
Этот мир так тонок, хрупок, изящен и раним, что Есенин даже будучи в центре внимания, может выборочно держать дистанцию с не очень приятными себе людьми, не способными принять возвышенные и тонкие чувства. И эту невидимую границу порой практически невозможно преодолеть, если сам он не хочет подпускать человека ближе. Тем более что прогнозировать поведение людей для Есенина нетрудно.
Ярко выраженное тяготение Есенина к прекрасному проявляется не только в его взаимоотношениях с людьми, интересе к искусству, литературе, поэзии, но и в стремлении выглядеть достойно. Внешний облик и в частности одежда имеет для него большое значение. Одежда тоже составляющая часть образа, отражение внутреннего мира и хорошего вкуса. Одеваться Есенин старается элегантно, и хотя в качестве вещей ему разбираться довольно сложно, стиль обычно выбирается безошибочно. Даже следуя моде или нормам, принятым в обществе, Есенин обязательно вносит частицу своей индивидуальности.
А недостаток умения создавать комфорт и уют жилища он с лихвой искупает другим - умением поддерживать эмоциональный комфорт, вниманием к человеку, тактом и мудрым пониманием особенностей другого.
Не менее сложна для Есенина деловая активность. Практичность - не его сильное качество, дела частенько зависят от настроения. И Есенин очень обрадуется, если рядом окажется человек целеустремленный, с деловой хваткой и твердо стоящий на материальной почве. Человек, который возьмет и сделает вместо того, чтобы объяснять как. Помогают не рекомендации, а конкретная помощь. И надо сказать, что Есенин привлекает людей сильных, влиятельных, решительных. Он привносит в их жизнь оптимизм, способность создавать веселую атмосферу, наполнять жизнь духом и чувством, сглаживать конфликты и предвидеть неприятности. Рядом с таким человеком Есенин способен проявить по максимуму свой дар предвидения.
Столь же комфортно Есенин будет себя чувствовать, если произвольное течение его жизни будет направлять волевой и активный партнер, которому многое нужно и многого хочется. Проникаясь активным и напористым подходом к жизни, легитимностью прав на собственные желания, Есенин почувствует себя гораздо более уверенным и устойчивым. Лучше будет понимать свои потребности и найдет свой путь для их реализации.
Он будет делать все необходимое для такого важного и ценного человека, постарается, чтобы его судьба сложилась как можно более удачно, чтобы жизнь не была пресной, однообразной, а была наполнена и духовно, и эмоционально. Способность пробуждать в людях духовное начало, обращаться к лучшему в них, располагать к себе, вызывать симпатию, побуждать к сильным и красивым поступкам - это то, чем щедро одарены представителям типа Есенин от природы.
* * *
В детстве Есенины бывают очень разными. От застенчивых, скромных и послушных до своевольных, капризных и дерзких. Многое зависит от домашней обстановки и стиля воспитания родителей. Но вот со всем спектром эмоций родителям точно придется познакомиться, пока ребенок осваивает собственные чувства и испытывает чувства окружающих на прочность. Объединяет детей типа Есенин и огромный интерес ко всему новому, большое любопытство к жизни. Таким детям помогают любящие родители, которые авторитетны в глазах ребенка. А маленький Есенин своим обаянием способен растопить сердце самого строгого родителя.
В школе Есенины обычно учатся хорошо, хотя редко кто из них имеет очень высокие амбиции в отношении знаний. Многие учатся прилежно, чтобы не огорчать родителей. Предпочитают гуманитарные предметы. Рано начинают увлекаться литературой: поэзией, приключенческими романами и книгами о любви.
У них много друзей, общение со сверстниками доставляет большое удовольствие. Веселятся со всеми, участвуют в разнообразных проказах, но выходят сухими из воды, не получая наказаний и упреков от учителей. Часто бывают любимчиками учителей, но отношения с одноклассниками из-за этого не портятся.
А сами, став родителями, ведут себя с детьми мягко, с пониманием относятся к желаниям детей, умеют создавать теплые и близкие отношения. Но следят за тем, чтобы свобода не перерастала во вседозволенность. За внешней мягкостью таких родителей скрывается внутреннее упрямство, благодаря которому они миролюбиво, но твердо проводят свою воспитательную политику.
Придавая большое значение культурным ценностям, родители типа Есенин стремятся пробуждать в своих детях тягу к прекрасному. Они сами любят литературу, живопись, музыку, историю и создают дома соответствующую атмосферу, при которой невозможно пройти мимо духовных составляющих жизни, не прикоснуться к тонким эстетическим переживаниям. Поощряют интересы и увлечения детей, гордятся их успехами. Многие Есенины очень любят природу и детям прививают такую же любовь.
Есенин довольно часто бывает душой небольшой компании. Многие сохраняют детскую еще дружбу, пронося ее через всю жизнь. А, собираясь с друзьями в компании, Есенин просто-таки искрит обаянием, рассказывает веселые истории, непринужденно шутит, обращая внимание на смешные стороны событий. Ему самому нравится общаться, интересны люди, их рассказы, новости. Он заинтересованно и внимательно слушает, относится к тем людям, которые могут и настроение поднять, и внимательно выслушать все, что на душе.
Привлекают Есенина люди неординарные, необычные, яркие, способные на красивые поступки. И хотя он ждет, когда другой проявит инициативу, все условия для ее проявления создает сам, иногда находчиво используя небольшие хитрости.
Есенин - особенный тим, несущий в себе все содержание нашего национального менталитета. Ценность чувств и культуры, связь с историей и традицией, загадочная душа, которую невозможно понять западным прагматичным разумом - все это близко и знакомо каждому человеку, живущему в России.
Есенин как будто находится в стороне от проторенных дорог к успеху, от торжества технологий, рационализма западной культуры, но не остается в прошлом, а идет своей особенной дорогой, опираясь на интуитивное чувствование, не боясь неизвестности и перемен. Есенин знает, что на его улице будет праздник, верит в доброе будущее, каким бы трагическим ни было прошлое. Более чем любой другой тим социона, Есенин ощущает мощность наших корней, глубину и богатство нашей культуры, чувствует свою неразрывную связь с традициями национальной русской духовности.
пятница, 3 апреля 2009 г.
..идеальная пятница..
до половины дня я умирала от последствий идеального четверга.
на лекции я была круче препода по психологии МК: я смогла объяснить моим однокурсникам все про рекламные шоу.
а потом началась идеальная пятница: мы погуляли с моей собакой, купили юбилейную Афишу, поужинали в китайском бистро, сходили на мультик 3D и почти врезались в Лексус.
все настолько хорошо, что не хочется умничать.
Да, кстати: мне нравятся пятницы без алкоголя, в 23-00 дома и вот такие таинственные улыбки.
в е с н а
на лекции я была круче препода по психологии МК: я смогла объяснить моим однокурсникам все про рекламные шоу.
а потом началась идеальная пятница: мы погуляли с моей собакой, купили юбилейную Афишу, поужинали в китайском бистро, сходили на мультик 3D и почти врезались в Лексус.
все настолько хорошо, что не хочется умничать.
Да, кстати: мне нравятся пятницы без алкоголя, в 23-00 дома и вот такие таинственные улыбки.
в е с н а
Богач или нищий?
Великие законы Вселенной, выраженные в различных духовных учениях (христианство, ислам, буддизм, веды) говорят, что настоящее богатство приходим само, его не нужно "добиваться". Постоянное нарушение принципов этики выливается в страх, недоверие и боязнь других людей.Как известно, мелкие травмы случаются тогда, когда возникает подсознательное желание кого-то ударить. Ровно на столько, насколько человек ушёл от своей ответственности, он будет впоследствии наказан. Это расплата "по счетам" приходит не сразу и только поэтому люди ищут
других объяснений своим несчастьям, не задумываясь о прошлых решениях.
У каждого из нас есть какой-то "потолок" - максимальная денежная сумма, которую мы можем принять в свою жизнь, разумно ее потратить, не боясь потерять. Представьте хотя бы на минуту, что вы выиграли миллион долларов. Куда вы его потратите? Где вы будете его хранить? Дома? В банке? В каком? Что будете делать, если у вас эти деньги украдут? А что, если этот миллион будет стоить вам жизни? Вот именно такими мыслями мы и не впускаем большие деньги в свою жизнь, так как просто внутренне не готовы их иметь.Так что не стоит печалиться о маленькой зарплате. Вы имеете ровно столько денег, сколько можете и готовы иметь.
В каждом из нас живет одновременно и нищий, и богач.
"Надо жить лучше", - говорит один. "Не суетись, хватит тебе и того, что имеешь", - нашептывает другой. Часто люди остаются на обочине жизни именно из-за своих ложных убеждений. А ведь победить в себе бедняка не так сложно. Для начала надо избавиться от мифов и перестать находить оправдания своей нищете, считает врач-психотерапевт Игорь ВАГИН.
Так какие же наши мысли и убеждения мешают нам? Давайте рассмотрим некоторые из мифов.
"Богачи радуются недолго - за все придется платить".
Кому
и сколько? Вполне возможно - никому или не так уж и дорого, тем более
что все затраты с лихвой окупятся, как только вы расстанетесь с бедностью. Куда дороже оказывается плата за принятие этого мифа. Вы отказываетесь от решительных действий, опасаясь, что за это придется платить по счетам судьбы, и, в конце концов, проигрываете: работаете всю жизнь как вол и мало что имеете взамен.
"Чем больше потратишь, тем больше потом получишь".
Определенная
логика в призыве "живи не по средствам" есть: если ты уже тратишь
деньги на приятные сердцу вещи, то и подсознание будет работать в
режиме притягивания денег, подталкивая к поискам новых возможностей заработка. Но жить в соответствии с этим принципом опасно - очень скоро можно остаться без копейки.
"Мне сейчас деньги не нужны. Захочу - тогда и заработаю".
Многие
тешат себя такими мыслями. А все потому, что основной страх бедных -
страх перед новым. Они боятся рисковать, оказаться несостоятельными в
своих начинаниях, страшатся проиграть. Ведь если не удастся заработать
деньги, это будет удар по самолюбию. Страх возникает даже в ситуациях,
когда и бояться особенно нечего. Хотите быть успешным? Напугайте свой
собственный страх.
"Я человек верующий, а богатство - это грех".
В
подсознании некоторых людей прочно обосновалось убеждение, что Иисус
Христос призывал к абсолютной и бескомпромиссной нищете. И вообще, мол,
деньги - это постыдная вещь, о которой и говорить-то нехорошо. Библия
не призывает к нищете - напротив, она дает ясное представление о том,
как выстраивать свои отношения с деньгами, чтобы с людьми и душой
оставаться в ладу.
"Абсолютное условие богатства - тяжкий труд. Мне здоровье дороже".
Без
труда миллион не заработаешь, это верно. Но вкалывают от зари до зари и
предприниматель, и простой рабочий. Только в первом случае нулей больше: другой КПД и другие возможности. Что ни говорите, разница есть - трудиться на себя или гнуть спину за гроши.
"Прежде чем раскручивать свое дело, надо получить наследство".
Ерунда!
Практика показывает: когда у человека с психологией нищего оказываются
большие деньги, он либо сам все портит, либо предоставляет это сделать
окружающим. И очень скоро вновь оказывается при своем.Успех гораздо
больше зависит от вашего ума, трудолюбия и энергии.
других объяснений своим несчастьям, не задумываясь о прошлых решениях.
У каждого из нас есть какой-то "потолок" - максимальная денежная сумма, которую мы можем принять в свою жизнь, разумно ее потратить, не боясь потерять. Представьте хотя бы на минуту, что вы выиграли миллион долларов. Куда вы его потратите? Где вы будете его хранить? Дома? В банке? В каком? Что будете делать, если у вас эти деньги украдут? А что, если этот миллион будет стоить вам жизни? Вот именно такими мыслями мы и не впускаем большие деньги в свою жизнь, так как просто внутренне не готовы их иметь.Так что не стоит печалиться о маленькой зарплате. Вы имеете ровно столько денег, сколько можете и готовы иметь.
В каждом из нас живет одновременно и нищий, и богач.
"Надо жить лучше", - говорит один. "Не суетись, хватит тебе и того, что имеешь", - нашептывает другой. Часто люди остаются на обочине жизни именно из-за своих ложных убеждений. А ведь победить в себе бедняка не так сложно. Для начала надо избавиться от мифов и перестать находить оправдания своей нищете, считает врач-психотерапевт Игорь ВАГИН.
Так какие же наши мысли и убеждения мешают нам? Давайте рассмотрим некоторые из мифов.
"Богачи радуются недолго - за все придется платить".
Кому
и сколько? Вполне возможно - никому или не так уж и дорого, тем более
что все затраты с лихвой окупятся, как только вы расстанетесь с бедностью. Куда дороже оказывается плата за принятие этого мифа. Вы отказываетесь от решительных действий, опасаясь, что за это придется платить по счетам судьбы, и, в конце концов, проигрываете: работаете всю жизнь как вол и мало что имеете взамен.
"Чем больше потратишь, тем больше потом получишь".
Определенная
логика в призыве "живи не по средствам" есть: если ты уже тратишь
деньги на приятные сердцу вещи, то и подсознание будет работать в
режиме притягивания денег, подталкивая к поискам новых возможностей заработка. Но жить в соответствии с этим принципом опасно - очень скоро можно остаться без копейки.
"Мне сейчас деньги не нужны. Захочу - тогда и заработаю".
Многие
тешат себя такими мыслями. А все потому, что основной страх бедных -
страх перед новым. Они боятся рисковать, оказаться несостоятельными в
своих начинаниях, страшатся проиграть. Ведь если не удастся заработать
деньги, это будет удар по самолюбию. Страх возникает даже в ситуациях,
когда и бояться особенно нечего. Хотите быть успешным? Напугайте свой
собственный страх.
"Я человек верующий, а богатство - это грех".
В
подсознании некоторых людей прочно обосновалось убеждение, что Иисус
Христос призывал к абсолютной и бескомпромиссной нищете. И вообще, мол,
деньги - это постыдная вещь, о которой и говорить-то нехорошо. Библия
не призывает к нищете - напротив, она дает ясное представление о том,
как выстраивать свои отношения с деньгами, чтобы с людьми и душой
оставаться в ладу.
"Абсолютное условие богатства - тяжкий труд. Мне здоровье дороже".
Без
труда миллион не заработаешь, это верно. Но вкалывают от зари до зари и
предприниматель, и простой рабочий. Только в первом случае нулей больше: другой КПД и другие возможности. Что ни говорите, разница есть - трудиться на себя или гнуть спину за гроши.
"Прежде чем раскручивать свое дело, надо получить наследство".
Ерунда!
Практика показывает: когда у человека с психологией нищего оказываются
большие деньги, он либо сам все портит, либо предоставляет это сделать
окружающим. И очень скоро вновь оказывается при своем.Успех гораздо
больше зависит от вашего ума, трудолюбия и энергии.
Психологии курс прочитан,
Одинокие так похожи,
Как колосья на первый взгляд...
Грусть, тоска человека гложет,
... А он делает вид, что рад.
...
Психологии курс прочитан,
Не забыты Карнеги, Фрейд.
Восхищен. Убежден. Напитан.
... Но... опять в одинокий рейс.
... А вокруг и повсюду ходит,
... Кто-то близкий, душой родной.
... Только жизнь- параллель разводит,
... Восхищаясь своей игрой.
Оглянись. улыбнись прохожий,
... Перестань доброту скрывать,
... Как же знать, ты когда-то тоже,
... Можешь вмиг одиноким стать.
Одинокие так похожи...
Как колосья на первый взгляд.
Станем ближе, душой моложе,
Разве кто-то теплу не рад?
... ...
Как колосья на первый взгляд...
Грусть, тоска человека гложет,
... А он делает вид, что рад.
...
Психологии курс прочитан,
Не забыты Карнеги, Фрейд.
Восхищен. Убежден. Напитан.
... Но... опять в одинокий рейс.
... А вокруг и повсюду ходит,
... Кто-то близкий, душой родной.
... Только жизнь- параллель разводит,
... Восхищаясь своей игрой.
Оглянись. улыбнись прохожий,
... Перестань доброту скрывать,
... Как же знать, ты когда-то тоже,
... Можешь вмиг одиноким стать.
Одинокие так похожи...
Как колосья на первый взгляд.
Станем ближе, душой моложе,
Разве кто-то теплу не рад?
... ...
В. Л. Ю. Б. И. Л. А. С. Ь.
Да, как-то резко так осенило сегодня.
Что кого-то не хватает.
Получается нужен. Получается думаю о нем. Получается влюбилась.
Странная логическая цепочка. Алогическая цепочка.
А я то думала, что после всего того нояберно - декаберного добро-несчастного с Митенькой меня будет сложно чем-то удивить и сделать приятно. Так нет - я удивлена. Приятно удивлена:)
Теперь осталось решить, хорошо это или плохо. То, что я удивлена.
Внезапность - это иногда и хорошо.
Ухожу в просторы латыни и психологии.
Получились очень нежные фотки. Значит можно один плюс сделать - эмоции - залог продуктивной деятельности:)
Что кого-то не хватает.
Получается нужен. Получается думаю о нем. Получается влюбилась.
Странная логическая цепочка. Алогическая цепочка.
А я то думала, что после всего того нояберно - декаберного добро-несчастного с Митенькой меня будет сложно чем-то удивить и сделать приятно. Так нет - я удивлена. Приятно удивлена:)
Теперь осталось решить, хорошо это или плохо. То, что я удивлена.
Внезапность - это иногда и хорошо.
Ухожу в просторы латыни и психологии.
Получились очень нежные фотки. Значит можно один плюс сделать - эмоции - залог продуктивной деятельности:)
копипаста
Характерными чертами информационного подхода является моделирование познавательных процессов в терминах процессов переработки и хранения информации по аналогии с компьютерными устройствами. Сильной стороной информационного подхода является точность и конкретность теоретических описаний, что позволяет легко верифицировать модели и приближает исследования представителей информационного подхода к идеалу "точной" науки. Вместе с тем требование точности моделирования часто, если не всегда, вынуждает упрощать модели и отказываться от описания сложных феноменов. Кроме того, представителей информационного подхода иногда упрекают за уподобление человека компьютеру и игнорирование особенностей человеческой психики. Наиболее распространенным и классическим вариантом информационного подхода является символический подход, который понимает когнитивную систему человека как оперирование над дискретными элементами информации - символами. Более новым и пока менее распространенным направлением является коннекционизм, описывающий когнитивную систему в виде сети взаимосвязанных элементов. Информационный подход в психологии близко взаимодействует с исследованиями в области искусственного интеллекта и нейронауками. Однако в отличие от искусственного интеллекта его основу составляет экспериментальный метод, а в отличие от нейронауки для него не является обязательным, чтобы вводимые им элементы когнитивной системы соответствовали физиологическому субстрату. Хотя информационный подход и является важной составной частью К. п., отождествление их неправомерно. Когнитивным в смысле использования представления в качестве объяснительного принципа являются, например, пиажеанский или неоструктуралистский подходы, а также ряд других. К. п. зародился в области исследования познавательных процессов, что привело к образованию когнитивной психологии. Однако он постепенно проник и в другие области и в настоящее время является доминирующим практически во всей западной психологии. Так, в социальной психологии благодаря вышедшей из гештальтпсихологии школе К. Левина еще издавна когнитивные принципы были введены в ряд существенных областей. Со временем их применение еще больше расширилось: например, Г. Тэджфел и Дж. Тернер распространили их на сферу межгрупповых отношений. В результате сегодня, например, во Франции примерно половина статей по социальной психологии посвящена проблемам социальной когниции. Подобным образом обстоит дело и в психологии мотивации, возрастной психологии, экспериментальной дидактике, психологии труда (когнитивной эргономике), патопсихологии и т. д.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)