среда, 3 февраля 2010 г.

Грудное вскармливание после года. Зачем?

Вы только ждете появления своего малыша на свет и хотите вскормить его своим молоком? У вас уже подрастает карапуз и вы делаете все возможное для сохранения длительного грудного вскармливания? Вам нужна достоверная информация об оптимальной продолжительности периода кормления грудью?
Несмотря на то, что сегодня польза материнского молока не ставится под сомнение, любую российскую маму, выкормившую своего малыша до года, можно назвать героиней. И это не преувеличение. Современная кормящая женщина сталкивается с большим количеством дезинформации в вопросах грудного вскармливания, с негативным социальным давлением, с напором рекламы заменителей грудного молока и с множеством других факторов, подрывающих ее решение и желание кормить ребенка грудью. А уж если мама продолжает кормить ребенка своим молоком и после года , ей иногда приходится выслушивать всевозможные «страшилки» о вреде кормления грудью «больших» детей.
Такое негативное отношение - прямое наследие 20 века. Еще сто лет назад никого не удивляло, что детки получают мамино молоко до 2 - 3 лет. Даже многие наши прабабушки помнят, что процесс лактации - лучшее противозачаточное средство (гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, подавляет овуляцию). А вот начиная с 30-40 годов 20 века, когда идеалом женщины стала не преданная жена и мать, а ударница трудового фронта, возможностей кормить малыша долго становилось все меньше: в середине прошлого столетия отпуск по уходу за младенцем составлял 1 месяц... Первым явным последствием отсутствия грудного молока у младенцев стало ухудшение здоровья подрастающего поколения. Причем здоровья не только физического, но и психического : дети, не знавшие материнской груди, гораздо в большей степени подвержены депрессиям, проблемам с поведением в переходном возрасте и сложностям в налаживании самостоятельной семейной жизни.
Именно поэтому на излете тысячелетия Всемирная Организация Здравоохранения стала уделять пристальное внимание вопросам грудного вскармливания. Были проведены многочисленные исследования по составу женского молока, собраны материалы о влиянии кормления грудью на всестороннее развитие ребенка. Были написаны пособия для медицинских работников и брошюры для мам, совместно с ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) были разработаны и запущены в действие «10 шагов для успешного грудного вскармливания», родилась инициатива создания в роддомах благополучных условий для налаживания процесса лактации («Больница, доброжелательная к ребенку»). Были опровергнуты многие ложные теории относительно кормления грудью, а также озвучен минимальный срок продолжительности «грудного» периода в жизни малыша: 2 года... Отдельно хотелось бы отметить наличие весомых доказательств о пользе долгокормления для мамы и для малыша, и полное отсутствие научных свидетельств о вреде продолжительного грудного вскармливания. Если какие-то специалисты утверждают, что оно вредно - требуйте ссылки на научные исследования , и будьте уверены : никто вам их не предоставит, медицински подтвержденных данных о негативных влияниях кормления после года не существует в природе!
А что же на самом деле?
Слова о том, что после года в женском молоке нет ничего полезного - не более, чем миф. Результаты, опубликованные в научной литературе, говорят об обратном. Жирность грудного молока после года кормления возрастает в 2-3 раза. Количество антител с возрастом ребенка постоянно увеличивается. Содержание иммуноглобулина А возрастает. Повышается уровень веществ, отвечающих за дозревание желудочно-кишечного тракта ребенка. На протяжении всего второго года жизни 448 мл грудного молока обеспечивают 29 % потребности в энергии, 43 % потребности в белке, 36 % потребности в кальции, 75 % потребности в витамине А, 76% потребности в фолатах (производных фолиевой кислоты), 94 % потребности в витамине В12, 60 % потребностей в витамине С. И это только самое начало исследований по составу материнского молока после года!
Другие данные говорят о влиянии долгокормления на уровень интеллекта : самые большие достижения были у детей, которых кормили дольше всего. Связь между длительностью кормления и последующей успешной социальной адаптацией в 6-8 летнем возрасте была выявлена в результате еще одного исследования. Груднички старше года реже страдают от аллергий. Их иммунитет более устойчив, а в случае заболевания период выздоровления гораздо короче, чем у сверстников, не получающих маминого молока.
Отдельно хотелось бы перечислить медицински подтвержденные факты о пользе долгого кормления для матери:
* «Отдых» для репродуктивной системы. У трети женщин не возобновляется овуляция в течении всего периода кормления грудью. Особенно эффективный противозачаточный эффект имеет наличие ночных сосаний.
* Мамы, кормившие грудью более двух лет, на 54% уменьшают возникновение рака груди по сравнению с женщинами, кормившими не более 6 месяцев.
* Похожая картина обстоит и с раком яичников. Долго кормившая мама меньше подвержена риску возникновения онкологических заболеваний.
* Продолжительное кормление способствует снижению веса. Для выработки молока ежедневно в среднем расходуется 400-600 лишних ккалорий!
* Завершение грудного вскармливания проходит на фоне инволюции лактации. Если кратко: инволюция - это финальный этап в репродуктивной цепочке«зачатие-беременность-роды-выработка переходного молока-зрелая лактация». Происходит последняя смена состава молока , задача которой - подготовить грудь к прекращению кормления (защитить от инфекций, восстановить до-беременную форму ) и подготовить функциональные системы детского организма (эндокринную, иммунную, нервную и т.п.) к расставанию с маминым молочком. Обычно инволюция лактации наступает в возрасте малыша от 1,5 до 2,4 лет - у всех по-разному. ( Подробнее об этом см. статью «Чао, молочко!» в журнале «Мой ребенок» за май 2006 года).
И все эти данные - также только начало исследовательской работы о пользе естественного вскармливания для мамы и ребенка!
Как выглядит естественное вскармливание после года
Люди, никогда не кормившие ребенка, или кормившие не очень долго, обычно при словах « кормление грудью» представляют себе следующую картинку . Мама смотрит на часы и понимает, что «пора». Подходит к ребенку, берет его на руки, устраивается с ним в укромном месте и дает грудь. Через какое-то время грудь забирается, и мама идет сцеживать остатки молока в раковину. В их воображении фигурирует малыш, размерами с новорожденного. И уж никак не бегунок 2-3 лет, умеющий говорить и есть самостоятельно ложкой-вилкой еду с общего стола! А сам процесс кормления представляется исключительно как инициатива матери по отношению к ребенку (подошло время - предложили грудь).
В реальности же все наоборот. Инициатива - просьба о сосании - как правило принадлежит малышу. Требование ребенка - вот основной принцип естественного вскармливания. У этого правила есть и другое название : кормление, ориентированное на потребности ребенка. Потребности, которые удовлетворяет ребенок при сосании груди невероятно многообразны! Грудное молоко - это не только средство для утоления чувства голода. В состав молока входят вещества, помогающие дозревать всем функциональным системам организма (например, вещества для развития нервной системы и головного мозга), антистрессовые и болеутоляющие гормоны, антитела, предохраняющие от заболевания, вещества, имеющие морфе-подобную структуру и помогающие детке заснуть, уникальные полиненасыщенные жирные кислоты, регулирующие процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. И много-много других незаменимых составляющих Грудное молоко - это чудо природы, рассчитанное на удовлетворение всех потребностей подрастающего организма. Именно поэтому так важно на просьбу о сосании давать ребенку грудь, а не «обманывать» его пустышкой, как будто существует некий абстрактный, «сосательный рефлекс», не имеющий конкретного приложения к конкретному, предназначенному природой предмету для сосания, и удовлетворить который можно сосанием чего угодно... Именно поэтому важно не отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам ее отпустит (исключая ситуации, когда сосание причиняет боль в сосках - это первый признак неправильного прикладывания малыша к груди. В этом случае грудь надо вынуть изо рта и предложить ее заново , стараясь, чтобы радиус захвата ареолы был не менее 2-3 см от основания соска). Именно поэтому важно кормить малыша своим молоком так долго, как это ему будет необходимо : год, два, три...
Кормление по требованию обычно выглядит следующим образом. Есть несколько разновидностей прикладываний к груди :
1. Сосания груди при засыпании . Особенно долгие в первые полгода после родов. Как было упомянуто выше, в состав молока входят элементы, помогающие ребенку заснуть и сформировать здоровое отношение ко сну. Это наиболее питательные кормления, так как заднее, более жирное и калорийное молоко, начинает поступать в организм малыша через 10-20 минут после начала сосания, а при засыпании грудь малыш отпускает в среднем минут через 30-40.
2. Ночные прикладывания. Необходимы для выработки достаточного количества молока. Полноценная стимуляция гормона «пролактин» на производство нужного малышу объема молока включает в себя не менее 2-3 ночных сосаний.
3. Прикладывания при пробуждении. После сна детка как бы заново «рождается» в этот мир. Благополучно перейти границу между сном и бодрствованием также помогает уникальный состав молока.
4. Сосания груди для ликвидации дискомфортного состояния (боль, испуг, заболевание, непривычный вкус «взрослой» еды, страх темноты, послеродовой стресс, стрессы, связанные с различными жизненными ситуациями и т.п.)
5. Сосание груди для восполнения нехватки телесно-эмоционального контакта с матерью (мама редко берет ребенка на руки, подолгу отсутствует дома, мало уделяет времени общению с малышом)
Просьбы приложить к груди малыш выражает, в зависимости от возраста, по- разному. Новорожденный просто крутит головой и открывает ротик в поисках соска. Может проявлять свое желание через беспокойство и похныкивание (не говоря уже о плаче!). Более старший ребенок подает уже определенные, понятные ему и маме сигналы. Деток старше года нужно обучить «кодовому» слову (например, «ням-ням», «кушать»), которое малыш будет произносить, если ему необходимо мамино молоко.
Режим кормлений связан прежде всего с ритмами сна у крохи. Самые длительные и полноценные кормления - при засыпании и в процессе сна днем и ночью. Новорожденные спят почти круглые сутки - значит, и сосать грудь они будут почти постоянно. В 6-9 месяцев у ребенка имеются 2-3 четко выраженных дневных сна. Значит, грудь сосем уже гораздо реже! После года дети переходят на одноразовый дневной сон. Если мама рядом - малыш укладывается спать с грудью. Если мамы дома нет - ребенок прекрасно засыпает с другим хорошо знакомым ему человеком. Поводы для прикладываний к груди под цифрами 4 и 5 (см. выше) легко регулируются самой мамой : нет причин для дискомфорта - нет и просьбы о сосании со стороны ребенка.
Обычно у ребенка старше года сохраняются 8-12 суточных прикладываний к груди. Во время бодрствования малыш сосет недолго - ровно столько, сколько нужно для преодоления возникшего затруднения. Это могут быть и несколько секунд, и несколько минут. Может проявлять желание «запивать» взрослую еду. Режим ночных сосаний остается неизменным до самого момента отлучения от груди. Особенно охотно детки сосут под утро : именно на этот период приходится «пик» выработки пролактина. Для того, чтобы мама могла полноценно отдыхать по ночам, важно с самого начала освоить безопасные положения для кормления лежа, такие, которые позволят ей дремать пока малыш сосет грудь.
Карапуз, находящийся на этапе отлучения от груди, сократил количество прикладываний до 1-3 в сутки. Он уже умеет засыпать без груди. Его основная еда - та же, что и у мамы с папой. Для преодоления разнообразных стрессов нервная и гормональная системы ребенка уже не нуждаются в «успокоительном» составе маминого молока. Головной мозг достиг объема 80 % от объема взрослого человека.. Завершился основополагающий этап в формировании лицево-челюстного аппарата (прикус, артикуляция, дикция, внешняя миловидность). Желудочно-кишечный тракт может полноценно работать и развиваться дальше без помощи грудного молока. Вылезли - благодаря сосанию груди достаточно незаметно и безболезненно - все молочные зубы. . Малыш говорит о себе в первом лице (появление в речи местоимения «Я») - что знаменует завершение этапа психологического отделения от матери и зарождение нового самосознания. Обычно все это происходит после исполнения ребенку двух лет...
Психологи говорят...
Кормление малыша после года имеет важный воспитательный момент. Тесная эмоциональная связь, возникающая в процессе сосания груди, положительно влияет на установление доверительных отношений с мамой. Вследствие чего детки растут чуткими, внимательными и послушными - а что может быть актуальнее для воспитания подвижного и любознательного бегунка! Глубокая привязанность к матери помогает малышу усвоить именно мамин взгляд на жизнь, что сыграет свою положительную роль в переходном возрасте. Социальная адаптация идет гораздо продуктивнее чем у «не грудных» детей : малыш, не потерявший раньше времени связь с мамой, более открыт к этому миру, более уверенно в нем действует, ощущая за своей спиной крепкий «тыл». С таким ребенком очень удобно путешествовать : молоко всегда при себе, а значит, и еда и питье всегда в распоряжении детки ; нет необходимости создавать специальные условия для засыпания - достаточно всего лишь приложить кроху к груди ; ночью малыш спит там же, где и мама , позволяя вам сэкономить на покупке отдельного детского спального места. Если вы планируете рожать следующего ребенка, то при длительном кормлении старшего у вас есть шанс застраховаться от проблем ревности между детьми : чем полнее вы удовлетворили базовые потребности в любви и заботе у первого ребенка, тем меньше у него причин обижаться на вас.
А как реагировать на «страшилки»?
Очень спокойно. На любое критическое замечания в ваш адрес по поводу кормления ребенка выдержите небольшую паузу, соберитесь с мыслями и постарайтесь как можно доброжелательнее ответить заготовленной заранее фразой. Успокаивающе для окружающих прозвучат слова вроде : «Спасибо за беспокойство. Я подумаю над тем, что вы сказали...». Или можете сослаться на рекомендацию врача: «В нашей ситуации - это единственный выход...» В момент спора, скорее всего, не удастся спокойно изложить научную аргументацию о пользе кормления после года. Поэтому, если это возможно, занимайтесь «ликбезом» окружающих до возникновения эмоциональных обсуждений поведения вашего ребенка. Можете вообще не поддаваться на провокации и не вступать в дискуссии, игнорируя неприятные для вас вопросы. Если у вас хорошо развито чувство юмора - используйте его для нейтрализации осуждающих замечаний : «О! Я мечтаю кормить малыша до самой армии! У меня такая красивая грудь - как он может от нее отказаться?» А бывает, что кормящей маме и вовсе лучше не афишировать, что ребенок продолжает получать ее молоко - немало женщин приходят именно к такому решению.
Если вы кормите грудью ребенка, которому уже больше года, у вас может возникнуть беспокойство, не портите ли вы ребенка, не является ли ваше поведение проявлением чувства собственничества, не станет ли ребенок слишком зависимым....
Испорченным бывает то (или тот), что остается без внимания - это портит. Любая женщина, много кормившая грудью, заверяет, что грудное кормление не имеет с этим ничего общего. Чувство собственничества предполагает, что ребенку не дают делать то, что ему нужно, потому что вам хочется другого. Теперь о мифе о чрезмерной зависимости. Будьте готовы услышать от доброжелательного советчика: "Как! Вы еще кормите грудью?" Это замечание свидетельствует о непонимании, что у маленькой личности большие потребности. И опыт, и исследования показали, что длительное грудное кормление не создает зависимости. Напротив, дети, находящиеся на связи с родителями (это те, которых не отняли от груди преждевременно), на самом деле вырастают более независимыми, легче отделяются от матерей, вступают в новые взаимоотношения с большей уверенностью в себе и легче дисциплинируются.
Если вам странно слышать, что можно кормить грудью в течение нескольких лет, спросите себя: "Кто ужасается при виде 2-летнего ребенка, которого все еще кормят из бутылочки?" У многих детей сохраняется потребность сосать, независимо от того, сосут ли они грудь или смесь из бутылочки. Потребность, которая удовлетворена, исчезает. Неудовлетворенная потребность может сказаться позднее и привести к беде.
Особенности кормления ребенка старше 1 года.
1. Основные кормления происходят «вокруг снов», и во сне. Если мама днем работает, то ребенок ест еду с общего стола, и умеет засыпать без груди. Особенно важны сосания на засыпание, на ночь и на просыпание под утро. Важно, чтобы мама в эти моменты была.
2. Малыш совмещает сосание груди с каким-то неотложным делом. Принципиально за чем должна следить мама, это чтобы положение головы относительно груди не менялось. Он должен всегда рот прижимать, но может при этом плясать польку, крутить ногами, руками, попой.
3. Он начинает пытаться теребить другую грудь. Если маме неприятно теребление груди, она может запретить это делать.
4. Подбегает на 2-3 глотка и убегает. Мама дольше раскрывалась. Это подтверждение маминой надежности. Это не баловство. Ему важно знать, что вы тут.
5. Прикладывается, когда расстроен, обижен, когда стряслось что-то неприятное.
6. В норме отлучения от груди не бывает. Кормление грудью заканчивается само, для этого не нужны ни какие специальные мероприятия. Просто нужно набраться терпения, и дать малышу сосать столько долго, сколько у него есть в этом потребность.
Если малыш просит грудь «от нечего делать», а мама в данный момент занята, то можно иногда давать грудь не сразу, и предлагать вместо груди что-то взамен - другие интересные занятия или другое «что-то вкусное».. Причины такого отказа должны быть ребенку понятны - мама занята «вот этим делом». Также можно отказать в прикладывании, например, в общественном месте. Однако, если ребенок заплакал, напуган, обижен, ударился или хочет спать, и ожидает от мамы помощи в виде прикладывания к её груди, она не должна ему в этом отказывать или отвлекать его какой-то игрушкой! Часто малыш пользуется случаем для сосания, когда мама сидит у телевизора или у телефона. В итоге в сутки получаются всё те же 12 и более прикладываний, из них 4-6 полноценных кормлений и 8-12 кратковременных прикладываний по разным причинам. Конечно, маме не нужно считать прикладывания. Желательно знать и чувствовать потребности своего ребенка и своевременно их удовлетворять, вводя некоторые разумные ограничения по мере взросления ребенка.
Если мама говорит, что в год у ребенка сохранились 1-2 прикладывания в сутки, то кормление по требованию здесь отсутствует. Зато есть большой объем введенного прикорма и ограничения в сосании, которые малыш принял, как правильные. Если мама решит исправить ситуацию и наладить естественный процесс, она сможет это сделать, исправив допущенные ошибки и начав прикладывать ребенка к груди по своему требованию.
Бывает и обратная, не менее распространенная ситуация: маме не с кем оставить своего полуторагодовалого малыша, и она находится с ним целый день. Малыш, генетически ожидая ухода мамы из дома, сосёт «впрок, пока дают», его бывает очень сложно отвлечь от груди. Мама устает от частых сосаний, и оттого, что совершенно не понимает поведения своего чада. Поэтому, если мама работает, или у неё есть помощники и возможность оставлять малыша с ними, то в паре «мама и малыш» недопонимания почти никогда не возникают.
Мама не должна предлагать грудь в те моменты, когда хочет отвлечь малыша от какого-то занятия, с ее точки зрения, не подходящего в данный момент. Ребенка надо переключать не на сосание груди, а на другое занятие. Редко мамы так делают, т.к. дать грудь проще, чем найти малышу альтернативу. В итоге получается, что мама очень часто дает грудь в тех ситуациях, когда нужно просто изменить нежелательное поведение ребенка, а изменять нежелательное поведение ребенка иногда приходится 10 раз в день, если не 20.
Ребенок, умеющий ходить, бегать, ползать по маме, может «присасываться» в самых невероятных позах. И здесь мама должна поведение ребенка контролировать и ориентироваться на свои личные ощущения и удобства. Если эта поза ей не очень удобна, то она может её изменить. Если маме неприятны «игры со свободной грудью» - покручивание и пощипывание соска, она может запретить ребенку это делать, переключая малыша на складку одежды или что-то другое (свои пальцы, бусы для кормления и т.п.). Нельзя откладывать ограничение в таком вопросе на потом. «Я подумаю об этом завтра» здесь совершенно не подходит!
Малыш начинает выдвигать свои требования по смене груди. В один «заход» он может сменить грудь несколько раз, прикладываясь к каждой на полминуты. Такое поведение характерно для грудника, вошедшего во вкус сосания, и полностью освоившего навыки грудного вскармливания. Ребенок не должен сам доставать грудь из маминой одежды. Он может показать, что она ему нужна. Доставать грудь должна мама, потому что если разрешать ребенку это делать, в ситуации, в которой это не удобно, запретить не получится без скандала, это с одной стороны. А с другой стороны, это мамин предмет и она сама должна распоряжаться им.
Кроме того, мама ребенка старше года может иногда ограничивать время сосания груди. Когда малыш заснул, вдоволь насосавшись, и просто держит грудь во рту, можно попробовать аккуратно её забрать, вставив свой мизинец в уголок рта малышу. Возможно, это будет удачно не всегда и не сразу. У мам грудничков в конце второго, на третьем (на четвертом) году кормления это получается почти всегда. Также можно ограничивать время сосания и при бодрствовании ребенка. В таком возрасте продолжительность сосания груди носит, скорее, символический характер. Нет необходимости всегда дожидаться, пока сам ребенок отпустит грудь.
После 2-2,5 (иногда после 3-х) лет остаются только кормления на ночь и утром, а днем малыш уже не очень-то и нуждается в прикладываниях. Молоко в стадии инволюции похоже по составу на молозиво, и ценность его сложно переоценить. В суточной порции такого молока содержится 60 суточных доз иммуноглобулинов, необходимых взрослому человеку. Инволюция груди длится от нескольких месяцев до года, и способствует формированию детского иммунитета.
Естественное завершение грудного кормления сложно назвать «отлучением от груди». Отлучения нет, есть прекращение определенного этапа в жизни мамы и ребенка. Это происходит обоюдно, без осложнений - закрылась потребность в сосании, и одновременно у мамы закончилось молоко.

зато весело вчера было

неровной поступью, с сигаретой в зубах. в голове мутно и тепло, а на часах уже около одиннадцати вечера. в сумке лежит шарф, он мокрый и сегодня я вспомнила, что на него было вылито. утром я мечтала о том, чтобы вода в стакане не кончалась и чтобы время можно было приостановить. я проспала. целый час я даже не знала о том, что будильник звенел. в голове ожили фразы:"надо выпить свои 40 рублей" и "пока я это не выпью, я никуда не пойду". я была очень рада видеть Лизу. у нас была одинаковая водичка. я ей рассказала про свой сон. она меня поняла, мне аж до слез было приятно слушать её. мне было печально из-за сна и радостно из-за Лизы. а завтра можно приехать в колледж позже, чем обычно, поэтому я поеду в макдак на тверской и возьму какао с шоколадным печеньем.

Просто так…

Поклонники обрывают телефоны ( даже голос стал садиться от бесконечных бесед с ними), у меня по два свидания в день. И я не буду прибедняться и врать, что мне это не нравится или что это не весело.
Да нет, все и весело, и приятно, и для самолюбия пользительно, но. Но все-таки как жаль, что среди всей этой кучи мужчин нет ни одного, о ком мне бы хотелось думать с утра до вечера или хотя бы помечтать перед сном..

С тобой я живу как во сне.


Спасибо за то, что ты есть,
За то, что твой голос весенний
Приходит как добрая весть
В минуты обид и сомнений.
Спасибо за искренний взгляд,
Который ты даришь лишь мне.
В тебе мои боли таятся,
С тобой я живу как во сне.
Спасибо за то, что ты есть,
Сквозь все расставанья и сроки
Какие-то скрытые токи
Вдруг снова напомнят - ты здесь.
Ты здесь, на Земле.
И повсюду я слышу твой голос и смех
И знаю, что рядом со мною
Мой самый родной человек!

Весенние приключения Ежки


Кто тебе приснился? Ежик?!

Ну-ка, ну-ка расскажи

Редко в сны приходят все же

К нам приятели ежи.

Б.Рыжий.

Наше знакомство с Ёжкой. Я уже практически засыпала, когда вдруг ко мне пришел Ёжка. Перед глазами вдруг встал ежик с большими и хитрыми глазами, и весело попыхтел носом. Привет - мысленно ответила я, и поскольку ежик смотрел выжидающе я спросила: «Чего хочешь?». Ежик хитро прищурил один глаз и начал улыбаться. «А, ты хочешь, чтобы я про тебя написала сказку?» - спросила неуверенно я потому что ежик был не простой, а СКАЗОЧНЫЙ!. Ежик радостно закивал головой. «хорошо, я напишу», - легко согласилась я,- «но о чем написать-то?». Ежик прищурил глаз и  радостно запыхтел, типа: «На то ты и писатель, чтобы сказки писать, а если я сам тебе расскажу, то какой же в это интерес?». Вот ведь ежики какие деловые пошли, приходят в сон еще и претензии предъявляют подумалось мне. Но обещание есть обещание, тем более, что все-таки ежик был жутко обаятельный и мне не хотелось обижать его. Не каждый день к тебе приходят в сон ежики и просят написать о них сказку.  Вот я и написала сказку о Ёжке, о том, что его так зовут, он сказал мне гораздо позже, когда он понял, что я все-таки всерьез возьмусь за написание сказки о нем.

Ёжик Ёжка. В сказочном лесу жил-был ежик и звали его Ёжка, потому что он был самый ежистый из всех ежиков. Чуть что не по нему, он сразу иголки выставляет и сопит сердито, и пыхтит обиженно. Но его ежистость ему прощали, потому что он был самый младший среди всех ежей. Маленький он еще, говорили ежики, поживет подольше и иголки станут помягче. А Ёжка говорил своим друзьям зайчатам и бельчатам: «Как тут не сопеть и не пыхтеть, я один такой маленький, а их вон сколько и они все такие умные, целыми днями меня воспитывают и ведь хором! Просто спасу нет». Бельчата с зайчатами смеялись, потому что со стороны смотреть на Ёжкино воспитание было весело, как хор ежиков начинал выговаривать Ёжке за большое количество листиков в иголках, за неубранность в его норке, за то что запасы он больше помогает делать всему лесу, а себе ничего не делает. А Ёжка выставит свои иголки  и сопит потихоньку, отмахиваясь от ежей лапкой, а сама тихо семенит к своей норке, подбираясь к ней незаметно, а потом, когда он уже становится у норки, он говорит: «Ночь на дворе, как не стыдно мешать спать малышам и юрк в норку» или «А сами-то когда маленькими были, не играли, что ли в прятки?» И пока ежики задумчиво вспоминают свое детство как и во что они играли Ёжка радостно убегал.

Дел у него было всегда много, все-таки напрасно наговаривали на него  ежи, он и в норке убирался и запасы делал, и бельчатам помогал запасы делать, потому что мама белка одна, а бельчат у нее много, как им не помочь.  Просто Ёжка не забывал и побегать и в прятки поиграть. Причем с друзьями он не ежился, и иголки свои не выпускал, потому что они все-таки друзья.

Ёжка был большим мечтателем, когда темнело сядет он возле норки, обнимет себя за коленки и смотрит на звезды. На их таинственное сияние. Сначала просто смотрел, потом научился шепот звезд разбирать, ну и иногда разговаривал с ними. Когда он первый раз вмешался в их беседу, звездочки удивились, что это за такая странная звездочка разговаривает с ними с земли. Слишком уж у нее много кончиков, но Ёжка ответил, что он Ёжик. «Ёжик?!» - удивились звездочки, - «а это у вас на земле так звездочки называются?». Ёжка объяснял им про зверей, про землю, они ему рассказывали о своих звездочкинских делах, и все удивлялись, что он понимает их шепот, «Ведь больше НИКТО!, никто» -  звенели они - «не понимает его». Вот тогда Ёжка и предположил, что они со звездочками похожи, «потому что и у вас и у меня есть иголки, а шепчетесь вы своими иголочками, вот мои это и улавливают». Звездочки обрадовались, и согласились, тогда и родилась следующая идея: звездочки, это такие ежики, которые светятся от счастья. А ежики - это такие звездочки, которые упали на землю и ждут своего счастья.

 

Романтичность Ёжки, помогла познакомиться ему не только со звездочками, но и еще с одним небесным жителем.

Знакомство с облачком. Сидел как-то Ёжка под деревом, отдыхал от игр, вдыхал запах клейких листочков, только что распустившихся деревьев и искал место почище, чтобы почки к лапкам и к иголочкам не приклеивались. Пахли, конечно, почки вкусно, но отдирать их мучение, а потом ведь на их клей начинал и другой мусор приклеиваться.  

Грелся Ёжка на солнышке, вдыхал запах листочков, слушал их лопатание на теплом весеннем ветру, и вдруг во все эти знакомые запахи весны вплелись незнакомые нотки. Ёжка вспомнил даже такое мудреное слово - заморские запахи. Сладко пахло незнакомыми цветами, морем и зноем пустыни. Закроешь глаза и кажется, что ты на желтом раскаленном песке, который обжигает твои лапки, а вдали слышится шум моря и видятся незнакомые деревья в белых цветах. Ёжка начал принюхиваться, и понял, что запах идет от того дерева, под которым он и расположился на отдых.  «Неужели же яблоня, уже зацвела», -  подумал ежик, но яблоневый цвет пахнет по-другому. Он вышел из-за дерева и вдруг увидел на дереве большой незнакомый цветок.

От неожиданности ежик аж сел и сказал: «Ой!»

 

«Что это?» - тихо прошептал Ёжка. И вдруг услышал веселый смех: «Это я - облачко, чего ты так испугался?».

-Все нормальные облачка на небе летают, а ты что здесь делаешь?

- А я прилетело из далекой Африки, очень устало, и решило поспать на дереве.

- Ааа - догадался Ёжка - так это ты так пахнешь по за-мор-ско-му?

- Ага - весело согласилось облачко. В Африке уже апельсиновые деревья цветут, вот мне одно очень понравилось, и я все время спал на нем, запах проник в меня, и теперь я пахну как апельсиновые цветы.

- Интересно, а какие они апельсиновые цветы, такие как ты показал мне?

- Такие, только они гораздо меньше, но все дерево усыпано ими. А потом на месте цветов появляются апельсины, представляешь, в зеленой листве висит много маленьких оранжевых солнышек. И такой от них аромат идет.

- Ой, как интересно, а где ты еще бывало и что видело, расскажи мне? А то я кроме нашего леса ничего и не видел.

Долго рассказывало облачко Ежику про разные страны, как там интересно и замечательно. Ночью Ёжки снились цветные сны с морями, апельсиновыми деревьями, горами, верблюдами и многим-многим другим, о чем рассказывало облачко.

А на утро ежик встал, а все небо затянуто свинцовыми тучами, и идет холодный серый, монотонный дождик. И не выйти из норки, с друзьями не поиграть. Сиди и мерзни. Ёжка и в норке прибрался, и ревизию всех своих запасов сделал, а дождик все не заканчивался. И вдруг Ёжке стало невыносимо грустно. «Где-то там, думалось ему светит теплое яркое солнце, а у нас даже весна толком наступить не может. Что ж за жизнь такая неудачная».

Ёжкина хандра. Казалось, что каждая капля дождя добавляет темных красок к Ёжкиному настроению, и из его глаз выкатилось даже две серых ежиных слезы, как он расстроился. Лег Ёжка на кровать и решил снова впасть в спячку. Сны мне снятся теплые, яркие красочные. Так и буду спать, раз нельзя мне увидеть заморских стран.

Лег Ёжка и уснул, и не заметил, как солнышко взошло, как птички начали петь.  Друзья его потеряли, прибежали к нему в норку и не могут разбудить. Ёжка впал в весеннюю спячку.  Растолкали его друзья как могли, но Ёжка вышел серый, хмурый и начал ежиться даже на друзей. Он щурился на солнце и оно ему не нравилось, слишком тусклое, цветов нет, почки липнут к лапам. Ёжка постоянно ворчал, ежился и даже большие ежи заволновались, что это стало с их непоседой Ёжкой.

И тут прилетело облачко, увидев грустного Ёжку оно сказало: «Ему надо просто развеяться я возьму его с собой в дальние страны». Ух, как обрадовался Ёжка наконец-то все го сны станут реальностью, он увидит много нового, а не только лес.

Ожидание счастья. Ёжка начал собираться, ведь в дорогу уже завтра. Мама белка принесла ему огромную сумку с припасами, чтобы он не проголодался в дороге, ежи сплели ему гамак, чтобы он отдыхал в дороге. А зайчата и бельчата помогали Ёжке собирать в дорогу кисточки, краски, альбомы, ведь Ёжка еще очень любил рисовать. «Все, что я увижу, я обязательно нарисую, и вы все это увидите, и как будто сами побываете в путешествии» - говорил Ёжка друзьям. Они кивали головой, а белочки украдкой вытирали слезы, что с них возьмешь, девчонки, без слез не умеют провожать в дорогу.

И вот сборы закончились, Все звери пошли спать пораньше, потому что завтра на рассвете Ёжка с облачком улетали в путь. А Ёжке не спалось, его просто распирало от счастья, что завтра он отправится в путь. И пока еще светило солнце он решил нарисовать всем в подарок этот закат, и свою любимую яблоню, под которой он любил сидеть. Достал кисточки, краски, мольберт и начал рисовать. И рисуя яблоню он увидел, что она уже набрала цвет. И вот тут случилось это вдруг, которое даже Ёжка не смог объяснить...

Что такое дом?  Увидел Ёжка яблоню и понял, что расцветет она без него, и он не успеет ее нарисовать, и не почувствует запаха яблоневого цвета. И большие ежи будут по нему скучать, потому что они же его по-своему, -по-взрослому, любят. И в играх друзей появится печальная нотка, потому что Ёжки не будет рядом и... «И весна в лесу будет грустная, никто не будет радоваться цветущим деревьям, все будут смотреть на небо и ждать тебя и облачко» - шепнул кто-то Ёжке. Ежик опустил кисточку картина практически закончена, но в ней чего-то не хватает. Чего? Ёжка понял - его, в картине не хватает его и он пририсовал себя сидящим под яблоней и любующимся на закат. И все стало на места, все стало понятно. ОН НИКУДА НЕ ПОЕДЕТ!

Ведь здесь его дом, здесь все родное и все его любят и ждут. А там в дальних заморских странах наверное хорошо, но все-таки, там чужое, посмотрит Ёжка и что, кому он там нужен, а здесь и большие ежи и друзья и мама белка, которой он помагает и много-много дел здесь у Ёжки. И он решил: остаюсь! И услышал тихий шепот «И правильно» - прошептала ему первая звезда, которая появилась на светло-бирюзовом небе в последних лучах заходящего солнца.

Утром, когда все звери пришли провожать Ёжку в долгий путь, он сладко спал, и улыбался во сне. Все вещи были разложены по местам, Ежик был не готов к путешествию к большому удивлению друзей. Ведь он был так счастлив, предвкушая путешествие. А ежик открыл глаза, улыбнулся и стал прежним Ёжкой, куда делась его хандра, почти никто не знал, кроме облачка. Она улетела на закате и растворилась в небе, последние лучи солнца превратили ее из грозовой тучки в золотисто-розовое облако. Облачко увидев ежкину хандру поняло, что он не полетит с ним в дальние страны.  Опустившись утром рядом с норкой и увидев счастливых зверят и смеющегося Ёжку, облачко вздохнуло: «Жаль, что у меня не будет попутчика. Но дом всегда сложно оставлять. А у меня дом - это весь мир, и значит дома нет, летаю неприкаянное». Ёжка подошел к облачку и сказал: «Дом - это там где тебя ждут, где ты нужен, а значит твой дом здесь. Мы всегда будем ждать тебя из долгих путешествий, ведь мы твои друзья!» Ух, как возликовало облачко, у него теперь есть дом, есть друзья. И пока все разговаривали, не заметили, что под первыми лучами солнца расцвела любимая Ёжкина яблоня. И по лесу пошел аромат яблоневого цвета, а яблоня стояла покрытая вся темно-розовыми цветами. Знаете, что сказал Ёжка в этот день надо устроить весенний праздник. И звери накрыли стол под яблоней, не пропадать же белочкиным запасам, которые она дала Ёжке в дорогу. И даже облачко осталось, потому что зачем лететь куда-то, когда в лесу сейчас все зацветет. Звери сказали, оставайся, а потом в дальние страны ты принесешь запах наших яблонь и расскажешь им про наш лес.

И облачко осталось, и у него был самый прекрасный дом в лесу, потому что им стала любимая яблоня Ёжки. По утрам, поднимаясь с яблоньки, облачко было розовым, потому что он впитывало не только запах, но и цвет яблоневых цветов. Но все думали, что оно розовое от лучиков восходящего солнца. А облачко летело в шумный пыльный город, и дарило лесные запахи горожанам, чтобы они поняли, что пришла Весна! И пора выходить из весенней спячки, встрепенуться, вздохнуть полной грудью и взлететь над городом, над своими проблемами и не просто сказать: «ВЕСНА!», но и почувствовать это каждой клеточкой своего тела.