среда, 17 июня 2009 г.

Стресс

Источник: http://adlog.narod.ru/st/statia4.htm Методы управления стрессом. О. А. Жученко. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия. Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, и даже исследователи не могут прийти к единой точке зрения. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Бизнесмен, испытывающий давление со стороны клиентов и служащих; спортсмен, безумно жаждущий победы; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания - это сотни погибших; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена умирает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеку. Основоположником теории стресса считают канадского физиолога Ганса Селье. По его мнению, самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция адреналина и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший название "общий адаптационный синдром". "Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные усиливают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Но независимо от того, какие изменения в организме они вызывают, между ними есть и общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какой бы она ни была" [6,9]. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если спустя много лет окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты 2 событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - и есть сущность стресса. В психологической литературе встречается множество определений понятия "стресс". Я остановлюсь на формулировке, которую предлагают В.Л.Марищук с В.И.Евдокимовым. "Стресс представляет собой особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия" [3,52]. Чем не является стресс? ü Стресс - это не просто нервное напряжение. Многие люди "склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. У человека с его высоко развитой нервной системой эмоциональные раздражители - практически самый частый стрессор. Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза - хорошо известно явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания". [6,10]. ü Стресс не всегда результат повреждения. Как уже отмечалось выше, несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит от требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность - игра в шахматы и даже страстное объятие - может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют "дистресс". Дистресс всегда неприятен. Дистресс может разрушить человека, резко снизить эффективность его работы и качество жизни. При дистрессе сопротивляемость организма снижается. Эвстресс - конструктивный стресс - способствует повышению жизненной энергии, разрядке накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, улучшает взаимопонимание между ними и помогает решить проблему, возникшую в жизни или на работе. ü Стресса не следует избегать. "В разговорной речи, когда говорят, что человек "испытывает стресс", обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение "у него температура" означает, что у него повышенная температура, т.е. жар. Обычная же теплопродукция - неотъемлемое свойство жизни". [6,12]. Независимо от того, чем занят человек или что с ним происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Селье утверждает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник - переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движение грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидения. Парадоксально, но факт: чем больше человек старается жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени стресс разрушает его. Это случается из-за того, что вместо накапливания опыта по самоуправлению собой в стрессе, он "убегает" от него. ü Полная свобода от стресса означает смерть. Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Селье считает, уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное или неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса). Каждая личность может использовать стресс и наслаждаться им, если лучше узнает его механизм. Рассматривая сущность стресса, нельзя не коснуться понятия стрессоустойчивости как необходимой характеристики целостного процесса адаптации. Психологами предлагается ряд определений [1;4;5]. - Стрессоустойчивость (СУ) - как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании. [К.К.Платонов]. - Б.Х.Варданян понимает стрессоустойчивость "как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности". [1,13] - Интегративным свойством личности, характеризующемся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, обеспечивающим успешное оптимальное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке, называет стрессоустойчивость П.Б.Зильберман. - "СУ - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности [1,14]. - "интегративное свойство человека, которое a) характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; b) детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; c) проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности". [4,32] Тогда можно выделить, что для механизмов регуляции и проявления стрессоустойчивости характерны особенности: - мотивации и намерений; - функциональных и оперативных ресурсов; - личностных черт и когнитивных возможностей; - эмоционально-волевой реактивности; - профессиональной подготовленности и работоспособности. Таким образом, СУ рассматривается как характеристика, с одной стороны, влияющая на успешность деятельности; с другой стороны, обеспечивающая гомеостаз личности, как системы. Приобретению стрессоустойчивости способствует психическая саморегуляция. "Психическая саморегуляция - это метод психопрофилактики и психогигиены, связанный, в основном, с произвольным управлением психическими, психофизиологическими процессами". [3,135]. Одним из достоинств этого метода - доступность каждому и отсутствие необходимости специального оборудования. Так, В.Л. Марищук и В.И.Евдокимов предлагают следующую классификацию методов управления психофизиологическим состоянием человека [3]. Методы оперативного управления. 1. методы психической регуляции a) аутогенная тренировка b) специальные приемы психической регуляции, имеющие профессиональную направленность c) самоконтроль - саморегуляция d) музыкальное кондиционирование e) аромофитоэргономика 2. методы психофизиологической регуляции a) физические упражнения в период профессиональной деятельности b) массаж c) рефлексотерапия (точечный массаж, иглоукалывание) d) термовосстановительные процедуры (сауны, бани) e) электрофизиологические методы (электростимуляция центральной нервной системы, электросон) Методы программного управления. 1. физиолого-гигиенические методы a) организация рационального режима отдыха, труда и питания b) активный отдых c) закаливание d) регуляция среды профессиональной деятельности 2. фармакологические средства a) стимуляторы центральной нервной системы b) транквилизаторы c) витамины d) адаптагены e) ноотропы Другие исследователи [2] в управлении стрессом выделяют, прежде всего, релаксацию и дыхание. Стресс вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. Поведение, поза и движение отражают чувства, отношения и настроения и влияют на них (обратное тоже верно). Чем напряженнее мышцы, тем больший стресс ощущает человек и наоборот: чем сильнее стресс, тем больше напряжены мышцы. Таким образом, движение и поза могут выражать внутренне состояние и его изменения. "Приняв себя, человек легче воспринимает других людей. Он чувствует себя лучше, получив возможность любить тех, кто его окружает, а не выискивать в них только плохое. Этот мир становится для него радостнее" [2,125]. Для жизнедеятельности человека необходим некоторый уровень стресса, так как определенные стрессовые факторы могут приводить к устойчивости организма. Для управления своим психофизиологическим состоянием человек может использовать как методы психической, психофизиологической регуляции, так и физиолого-гигиенические методы и фармакологические средства. Но лишь расслабляя тело и регулируя дыхание, человек уже с детства способен управлять стрессом. Литература: 1. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. - Ижевск, 1997. - 108с. 2. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. - Л., 1983. - 283с. 3. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб., 2001. - 260с. 4. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал.- т.21. 2000, №4. - С.32-40 5. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора //Очерки психологии труда оператора. - М., 1974. - С.138-172. 6. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. - Мн., М., 2000. - С. 6-39. Яндекс.Деньги

Бесплатная психологическая консультация он-лайн.

Если вы запутались и не видите выхода из своих проблем, обратитесь к психологу. Можно даже он-лайн. Правда, при этом вам придется подождать ответа. Иногда довольно долго. Месяц, например.
И, конечно, нужно понимать, что заочная консультация не такая эффективная, как очная. Но как первый шаг вполне уместна. Позволяет посмотреть на стуацию другими глазами и не "вариться в собственном соку".
Далее привожу ссылки на сайты, которыми сама пользовалась:
http://www.psihologiya3000.ru/content/blogsection/8/62/ - сайт "Психология третьего тысячелетия". Психология, соединенная с мудростью древних священных текстов - Вед. Интересный подход.
http://zachem.biz/faq/index.php - сайт вопросов и ответов "Зачем?" На ваши вопросы отвечает психолог Екатерина Мануковская. Есть возможность задать вопрос платно или бесплатно. Много ответов про детей. У Кати, кстати, книжки интересные есть. Например "Между мойкой и койкой. Лекарство от женской доли". Советую почитать.
http://www.psyline.ru/index.htm - задать вопрос психотерапевту. Сейчас услуга стала платной, вам предложат заполнить достаточно длинную анкету и пройти несколько тестов (на уровень тревожности и депрессии), прежде чем дадут ответ. Видимо, для более глубокой проработки.
mailto:julia_ign@mail.ru - если ваш вопрос касается взаимоотношений "мужчина-женщина",  можете написать автору рассылки "Размышления замужней женщины" Юлии Игнатьевой. Желательно перед этим рассылку почитать - вдруг ответ уже есть там.
http://www.kleo.ru/consult/ - консультации различных психологов на Клео.ру: семейный психолог, арт-психолог, детский психолог. Выбирайте! Хорошо ребята работают.
http://psychology.net.ru/consult/ - сайт "Мир психологии". Правда, сейчас ссылка "задать вопрос" почему-то не работает. Видимо, все психологи в отпуске. Отвечают кратко и по существу.
Пожалуй, все. Надеюсь, эта информация вам пригодится.