суббота, 1 августа 2009 г.

Доверчивость и благодарность — наследственные признаки

Доверчивость и благодарность - наследственные признаки
7.03.08 | Психология, Генетика, А. Марков
Альтруизм у пчел и других общественных животных озадачивал Дарвина, однако сегодня это явление уже имеет убедительные эволюционные объяснения, такие как теория родственного отбора и взаимного альтруизма. Но если альтруизм у пчел обусловлен, несомненно, генами, а не воспитанием, то в отношении человека до последнего времени многие предполагали обратное.
Две группы исследователей из Швеции и США независимо друг от друга получили похожие результаты в ходе изучения поведения одно- и разнояйцовых близнецов в "играх на доверие". Оказалось, что склонность к альтруизму и кооперативному поведению подвержена индивидуальной изменчивости, причем имеющиеся различия как минимум на 10-20% определяются наследственностью (генами), а не воспитанием и жизненным опытом.
Эволюция альтруизма и кооперативного поведения у общественных животных, включая человека, привлекает в последние десятилетия самое пристальное внимание ученых. На "Элементах" уже опубликовано более дюжины материалов на эту тему. Не в последнюю очередь интерес обусловлен той исключительной ролью, которую играл и продолжает играть альтруизм в эволюции человека (как биологической, так и социальной).
Для объяснения эволюционного становления альтруизма и кооперации предложено несколько теоретических моделей, основанных на разных механизмах и принципах:
1) родственный отбор - помогая родственникам, помогаешь распространению собственных "альтруистических" генов;
2) реципрокный (взаимный) альтруизм - "ты мне, я тебе". Платя добром за добро и злом за зло, одновременно и собственные интересы соблюдаешь, и опять-таки способствуешь распространению "генов альтруизма";
3) групповой отбор - группы "кооператоров" растут и размножаются, группы эгоистов и обманщиков погибают. Групповой отбор может работать только в том случае, если индивиду для успешного размножения необходимо быть членом успешной группы (многие авторы считают, что условия, необходимые для группового отбора, в природе встречаются редко).
На пчелах, бактериях и других общественных организмах, не способных к социальной и культурной эволюции, изучать становление альтруизма несколько проще, поскольку сразу можно с достаточной долей уверенности предполагать, что разгадка кроется в генах, определяющих поведение, а не в воспитании, культуре, традициях и т. п. С приматами, особенно с человеком, сложнее: здесь помимо обычной биологической эволюции, основанной на отборе генов, необходимо учитывать еще и социальную / культурную эволюцию, основанную на отборе мемов (в данном случае речь идет о таких мемах, как морально-нравственные нормы, правила поведения в обществе и т. п.)
Ясно, что способность к альтруистическому поведению в основе своей "заложена" в наших генах - ведь кооперация была необходима нашим предкам для выживания задолго до того, как они овладели речью и тем самым создали "питательную среду" для быстрого распространения и эволюции мемов. Ясно, что практически любой здоровый человек при соответствующем воспитании способен научиться вести себя более или менее "кооперативно" и "альтруистично". Значит, некий минимально необходимый генетический "базис" альтруизма есть у всех нас - соответствующие гены прочно зафиксировались в человеческой популяции. Однако до сих пор имеется очень мало экспериментальных данных, на основании которых можно судить о том, в какой фазе находится эволюция альтруизма в современном человечестве: то ли "генетический" этап давно закончился, и сегодня актуальными являются только социально-культурные аспекты этой эволюции, то ли эволюция альтруизма продолжается и на уровне генов.
В первом случае следует ожидать, что наследственная изменчивость людей по поведенческим признакам, связанным с альтруизмом, взаимным доверием и т. п., очень мала или вовсе отсутствует, а столь очевидные всем нам различия по уровню доброты и порядочности объясняются исключительно внешними факторами: воспитанием, условиями жизни и разными случайными обстоятельствами.
Во втором случае мы должны ожидать, что эти различия отчасти объясняются также и наследственными факторами, то есть генами. "Отчасти" - потому что роль внешних факторов в становлении человеческой личности слишком очевидна, чтобы кому-то пришло в голову ее отрицать. Вопрос ставится следующим образом: оказывают ли индивидуальные генетические различия хоть какое-то влияние на наблюдаемую вариабельность людей по степени кооперативности, альтруизма и взаимного доверия.
В поисках ответа на этот вопрос две группы психологов и антропологов из Швеции и США независимо друг от друга провели почти идентичные исследования. В обоих случаях для оценки соотношения роли генов и воспитания сравнивалось поведение одно- и разнояйцовых близнецов, а для оценки степени альтруизма и кооперации использовалась классическая "игра на доверие" (см. ниже).
Две группы ученых узнали о существовании конкурентов только тогда, когда все эксперименты были уже проведены и все данные собраны. Вместо того, чтобы писать наперегонки свои статьи и бороться за приоритет, ученые поступили так, как подобает специалистам, изучающим кооперативное поведение - они скооперировались и опубликовали совместную статью. Благо и результаты у них получились очень похожие.
"Игра на доверие", которая в последнее время широко применяется в психологических исследованиях и считается весьма надежным тестом на кооперативность, состоит в следующем. В игре участвуют двое незнакомых людей. Игроки не видят друг друга и играют друг с другом только один раз, поэтому у них нет никаких оснований рассчитывать на благодарность или опасаться мести партнера. Тем самым полностью исключается элемент "реципрокности". Первому игроку ("доверяющему") выдается некая сумма реальных денег. Игрок может оставить ее всю себе, а может какую-то часть (или всю сумму) пожертвовать в пользу второго игрока. Пожертвованная сумма утраивается экспериментаторами и вручается второму игроку ("благодарящему"). После этого "благодарящий" может оставить себе все деньги, а может какую-то часть передать первому игроку. На этом игра заканчивается.
С точки зрения классической теории игр, самая выгодная стратегия для обоих игроков - это оставить себе все полученные деньги. "Доверяющий", в принципе, мог бы рискнуть и пожертвовать часть денег "благодарящему", рассчитывая на его доброту. Но для благодарящего оптимальной стратегией в этом случае будет ничего не возвращать. Вернув часть денег, "благодарящий" только потерпит убыток, не получив ничего взамен. "Доверяющий", понимая это, должен сообразить, что рисковать нет никакого смысла.
Но так обстоит дело только с точки зрения теории игр, которая учитывает прямые корыстные интересы игроков и пренебрегает более тонкими аспектами мотивации человеческого поведения. Многочисленные эксперименты показали, что реальные люди обычно и "доверяют", и "благодарят", причем порой весьма щедро.
"Игра на доверие" зарекомендовала себя как хороший тест, позволяющий оценивать влияние различных факторов на "доверчивость" и "благодарность". Например, ранее было показано, что у людей повышается уровень окситоцина (одного из "гормонов удовольствия"), когда им оказывают доверие; выяснилось также, что искусственное увеличение уровня окситоцина ведет к росту "доверчивости".
Шведы привлекли к участию в эксперименте 658 человек (71 пару разнояйцовых однополых и 258 пар однояйцовых близнецов), а американцы - 706 (75 пар разнояйцовых однополых и 278 пар однояйцовых). Методики немного различались. В Швеции каждый испытуемый играл в "игру на доверие" с представителем другой близнецовой пары, выигранные деньги получал спустя несколько дней, а "благодарящий" должен был заранее решить, как он отреагирует на ту или иную полученную от "доверяющего" сумму. В Америке испытуемые играли с посторонними людьми, не имеющими близнецов; деньги получали сразу, а "благодарящий" принимал решение лишь после того, как узнавал о решении "доверяющего". Тот факт, что, несмотря на эти различия, результаты получились сходными, подтверждает их надежность.
Сравнение поведения одно- и разнояйцовых близнецов, а также неродственных людей в "игре на доверие" позволило ученым оценить степень влияния на "доверчивость" и "благодарность" следующих трех групп факторов:
1) Генетические факторы. У однояйцовых близнецов все гены полностью идентичны. У разнояйцовых близнецов, как у обычных братьев и сестер, абсолютно идентична в среднем лишь половина генома, а во второй половине могут быть различия по полиморфным локусам. Наконец, у неродственных людей различия могут быть во всех полиморфных локусах.
2) Общие внешние факторы - те условия воспитания, которые являются одинаковыми для близнецов, воспитываемых в одной семье. Ранее высказывалось предположение, что родители могут более "одинаково" воспитывать однояйцовых близнецов, чем разнояйцовых, усиливая тем самым сходство первых и различие вторых. Но это предположение не подтвердилось: было показано, что в тех случаях, когда родители по ошибке считают своих разнояйцовых детей однояйцовыми, это не приводит к увеличению сходства в поведении близнецов.
3) Различающиеся внешние факторы - в эту группу попадают все прочие условия воспитания, жизненный опыт, а заодно и всевозможные случайности и даже неточности и ошибки в проведении эксперимента.
При обработке данных использовались сложные статистические методы, основанные на байесовском анализе .
Оказалось, что три группы факторов влияют на степень "доверчивости" в пропорции 0,20 : 0,12 : 0,68 у шведов и 0,10 : 0,08 : 0,82 у американцев; на степень "благодарности" - в пропорции 0,18 : 0,17 : 0,66 у шведов и 0,17 : 0,12 : 0,71 у американцев.
Таким образом, самое большое влияние оказывают "различающиеся внешние факторы" в комплексе со всеми случайностями и ошибками; на втором месте - гены, на третьем - "общие внешние факторы". Применение дополнительных статистических процедур позволило показать, что ролью последних вообще можно пренебречь без особых потерь - модели, объясняющие наблюдаемую вариабельность только на основе генов и "различающихся факторов", справляются со своей задачей ненамного хуже, чем модели, учитывающие все три группы факторов. Однако если исключить из модели гены или различающиеся факторы, "качество" модели снижается очень резко.
Таким образом, наблюдаемые различия по степени "доверчивости" и "благодарности" как минимум на 10-20% предопределены генетически. Это очень серьезный вывод, имеющий далеко идущие последствия. Значит, не все зависит от воспитания и опыта - кое-что осталось и на долю генов. Есть люди, от рождения более склонные доверять другим и вознаграждать за оказанное доверие, и есть недоверчивые от природы, не склонные тратить много ресурсов на выражения благодарности.
Это означает также, что биологическая эволюция альтруизма в человечестве еще не закончена. В популяции сохранился полиморфизм по генам, определяющим большую или меньшую склонность к кооперативному поведению и взаимному доверию. По-видимому, в разных природных, социальных и экономических условиях естественный отбор благоприятствует то доверчивым кооператорам, то недоверчивым эгоистам, и переменчивость этих условий способствует сохранению полиморфизма. Есть и другой вариант объяснения, основанный не на переменчивости условий, а на частотно-зависимом "балансирующем" отборе. Чем больше кругом доверчивых альтруистов, тем выгоднее быть "недоверчивым", паразитируя на чужой доброте; но если паразитов становится много, их стратегия оказывается уже не столь выгодной, да и общество начинает воспринимать их как реальную угрозу и вырабатывать меры для обуздания эгоизма.
Может показаться, что 10-20% - это пустяк по сравнению с влиянием "различающихся внешних условий". Однако авторы отмечают, что полученные ими оценки влияния генов на "доверчивость" и "благодарность", скорее всего, являются сильно заниженными. Во-первых, в категорию "различающихся внешних факторов" попали все случайности и ошибки. На решение игрока могла повлиять какая-нибудь мелочь - случайно пришедшая в голову мысль, воспоминание, пролетевшая за окном муха и т. п. Если бы каждый испытуемый участвовал в нескольких играх с разными партнерами, результаты почти наверняка показали бы более значительную роль наследственности (а также и "общих внешних факторов"). Но в проведенных экспериментах каждый испытуемый участвовал только в одной игре с одним-единственным партнером.
Во-вторых, использованные учеными статистические модели основывались на предположении об отсутствии ассортативного скрещивания по исследуемым признакам (ассортативное скрещивание - предпочтительное скрещивание генетически сходных особей). Иными словами, предполагалось, что люди с равной вероятностью вступают в брак как с "доверчивыми и благодарными", так и с "недоверчивыми и неблагодарными" партнерами, независимо от того, к какой категории относятся они сами. Если же на самом деле "кооператоры" предпочитают вступать в брак с другими "кооператорами", а эгоисты - с эгоистами, то различия между разнояйцовыми близнецами по "генам доверчивости" в действительности меньше, чем предполагалось в моделях (поскольку их родители более сходны между собой по этим генам). Это должно было привести к занижению полученных оценок роли наследственности (влияние генов частично было интерпретировано как влияние воспитания). Одним словом, весьма вероятно, что в действительности гены обуславливают более 20% имеющихся различий по степени "доверчивости и благодарности".
Авторы отмечают, что специалистам в области гуманитарных наук может показаться неожиданным вывод о том, что генетические различия сильнее влияют на вариабельность кооперативного поведения, чем различия в "общих внешних факторах". Однако это вполне соответствует тем выводам, к которым пришли в последние годы специалисты по генетике поведения. В 2000 году Эрик Туркхеймер сформулировал "три закона генетики поведения", второй из которых гласит, что эффект воспитания в одной и той же семье обычно менее значителен, чем влияние генов.
Все это выглядит довольно неутешительно для родителей: получается, что от воспитания в семье "кооперативные" качества ребенка зависят лишь в очень малой степени. Заметно большее влияние оказывают гены, еще большее - те внешние факторы и жизненный опыт, на которые семья повлиять не может. Практический вывод из этого очень простой.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были добрыми, лучше не стройте лишних иллюзий о "правильном воспитании", а выбирайте себе доброго брачного партнера - так будет надежнее.

Сатанизм как высшая религия

В колонках играет - Otto Dix
"Как только охранительный талисман, крест, разобьется, на свободу вырвется дикое безумие старых идолов, с бешеной яростью берсерков, воспетой северными поэтами. Этот талисман хрупок и однажды настанет день, когда это ничтожество будет разбито. Старые каменные боги восстанут из давно позабытых руин и сотрут пыль тысячилетий со своих глаз; и Тор, ожив, своим гигантским молотом разрушит готические соборы!" (Генрих Гейне) Почему мы считаем сатанизм религией? Более того- высшей формой религии? Прежде всего, потому, что он зародился в рамках религиозной традиции. Ведь сатанизм вовсе не "придумал ЛаВей", как считают многие. Сатанизм, в сущности, ничто иное, как демонизированное христианством язычество. Ваал, Люцифер, Астарта- всё это языческие божества, которые стараниями христиан были превращены в демонов. "Сатана", то есть "Противник"- в первоначальном понимании любое языческое божество, противостоящее Яхве. Иными словами, Сатана всегда воспринимался как личностная, обладающая сознанием высшая сила, а вовсе не как "эгрегор" или "тёмная сила природы" (до сих пор непонятно, кстати, что же это такое) Именно поэтому первоначальный, классический сатанизм в форме демонических культов, воспринятой средневековьем, обладает всеми признаками религии-убеждённостью в существовании высших сил, ритуальной практикой и т.п. Что же до неосатанизма, то мне, честно говоря, не совсем ясно, почему сатанизмом назвали своеобразную смесь скептического атеизма, эзотерики и психологии. Сатанизм не надо выдумывать. Он существовал и существует. Причём именно как религия. Другое дело, что это религия, принципиально отличающаяся от христианства. Это религия без поклонения, без чётких моральных догм, без дуализма добра и зла. Это религия, основанная на свободном и равноправном сотрудничестве с Сатаной как учителем, которая призвана возвысить человека, а не сделать его вечным рабом и членом "стада христова". Это религия, которая вместо вечного блаженства предлагает вечное совершенствование вплоть до самообожествления. Наконец, это религия, которая превозносит лучшее в человеке- силу, мудрость, стремление к свободе, гордость и волю, - а не рабские белосветные "добродетели"- смирение, послушание, кротость и т.д. Если определять сатанизм как культ Тьмы и её божеств вообще, то он не вторичен, а параллелен язычеству, то есть является в некотором смысле его частью. Иными словами, сатанизм существовал всегда, но проявлялся в различных формах. Что же до современного сатанизма, то он, бесспорно, вторичен по отношению к христианству- я говорю о религиозной форме сатанизма в данном случае. Достаточно сказать, что Сатана, собственно, персонаж библейский. Другое дело, что корни самих библейских воззрений уходят во всё то же язычество с его культами божеств Тьмы. Если же говорить о неосатанизме, то он не просто вторичен, а вообще оторван от какой бы то ни было традиции, представляя собой исключительно безосновательные измышления отдельных личностей. Является фактом, что образ Тёмного божества наличествовал в любой мифологии и религии, а древние божества были демонизированы христианством. Но это не означает, что без христианства сатанизм не может существовать- личностная, единая Тёмная сила была всегда, хоть и проявляла себя в самых различных формах. Не христианство породило Сатану- оно лишь дало о нём искажённое представление наряду с другими религиями. Языческий бог- это личность вне каких-либо общеморальных принципов. Он мог помочь человеку, но мог и поступить с ним очень жестоко. Языческий бог стоял вне добра и зла, следуя исключительно своим собственным желаньям и интересам и т.п. А это означает, что в данном случае представление о языческом божестве породило представление о внеморальности сатаниста. У сатанизма с язычеством вообще много общего. Совпадает, в частности, следующее: 1.Уважение к этому миру. То есть материальное бытие в язычестве не обесценивается. 2.Отсутствие догматизма, терпимость. Чёткой догматики в язычестве никогда не было. Каждый мог воспринимать богов по-своему, мог выбирать способы выражения уважения к таковым. Признавалась истинность всех богов любых народов- вещь, для христианства немыслимая. 3.Ценности. Сила, красота, храбрость, гордость, мудрость, знания- люди, обладающие этими качествами, считались в язычестве достойными. Всяких убогих духом и разумом, в отличие от христианской традиции, никто не уважал. 4.Допустимость магической практики. 5.Возможность обожествления человека. 6.Возможность для человека бороться с богами. 7.Частично-ритуальная практика. Все языческие культы по сути абсолютно идентичны друг другу. Даже те, которые исторически никак между собой не связаны. Сатанизм, таким образом- это всеобщее тёмное знание, содержавшееся в язычестве во всех его формах. Для любой языческой религии характерно следующее: 1.Создание мира из чего-либо- огня, льда, хаоса, тела божества и т.п, а не "из ничего". 2.Ни одно языческое божество не является абсолютом (я о язычестве в чистом виде, без появившейся впоследствии философии). 3.Цикличность бытия: рождение-развитие-смерть-рождение мира, а не конечность, как в белосветных религиях. 4.Практически любое божество любой языческой религии имеет аналог в любой другой языческой религии. 5.Обожествление природы; то есть уважение к материальному бытию. 6.Сходство религиозно-этических систем. 7.Сходство мифологий. Иными словами, язычкику-шумеру не составило бы никакого труда понять язычника-ацтека, поскольку основной принцип язычества тот же самый. Не составило бы для него труда найти общий язык и с современным сатанистом, поскольку наши ценности во многом схожи. Итак, корни сатанизма- в языческих религиях. Но почему сатанизм является именно высшей формой религии? Преобразовываясь в процессе борьбы с христианством, противостоя христианству, древние языческо-демонические культы вместе с лживой христианской моралью отвергли всё то, что в белосветных религиях является наиболее нелогичным и омерзительным. Но главное даже не в этом, а в том, что сатанизм ведёт человека к возвышению. В отличие от всех остальных религий. Высшей религией является такая религия, которая способствует прогрессу личности, возвышает её. Провозглашаемые сатанизмом ценности, которые сводятся, по сути, к силе и мудрости в любых проявлениях таковых- это высшие ценности. Религия, понимаемая не как поклонение, а как сотрудничество с Сатаной; религия, не унижающая, а превозносящая человека; религия, основанная на принципах достоинства и свободы- вот что такое сатанизм. Это- мировоззренческий шаг вперёд; эволюция духа. Подводя итог, стоит сказать, что древние языческие культы получили новую жизнь в форме современного традиционного сатанизма. А потому мне хотелось бы вернуться к той цитате, с которой я начал свою статью. Именно возрождённое, интеллектуально преобразованное язычество- то есть сатанизм, - и является тем самым молотом, который способен разрушить противоестественные белосветные догмы. Главное для нас- не отрывать наше учение от его древних корней, и следовать тем принципам Тьмы, которые изначально присутствовали в любых культурах. Конечно же, развивая их и приумножая Тёмное знание.