четверг, 15 января 2009 г.

зимкон, отчет-2

Распустить три метра перьев - непростая задача для кобчика, поэтому тренировка и ещё раз тренировка. А то ведь, известно: сам себя не похвалишь - похвалит кто-нибудь другой, да так, что потом кошмары по ночам сниться будут.

Под уровнем моря разнузданное самолюбование, слегка замаскированное рассказом о проделанной работе. А также кусочек доклада "РИ: особенности отыгрыша цыган" - часть, касающаяся обустройства соответствующей локации на полигоне. И кое-какие общие соображения по теме.

Хочу сказать сразу - сомнения меня терзали нешуточные. В конце концов, играли этих цыган определенным образом десять лет - и ещё сто лет также играть будут. Существует добротный, хорошо слежавшийся стереотип: Эсмеральда, Кармен, Рада, Цыганкоаза, Лойко Зобар. чего ради народ вот так прям, за здорово живешь, станет напрягать пытливый разум? Да и стоит ли оный стереотип ковырять - ведь красив, зараза! распущенные гривы и нравы, золото, страсти роковые, розы на снегу, пляски огненные, глаза с бесприютной тоской. по какому праву я собралась все это великолепие выкрадывать вместе с забором (Зобаром?) из сознания сограждан? Нет, думала я, нет у меня права так поступать. впрочем, на самом деле, наверняка никто не придет, и переживать, в сущности, не из-за чего.

В реальности, разумеется, оказалось не так, как на самом деле. Я, товарищи, едва не прослезилась от умиления - мало того, что пришло заметно больше двух человек, так они еще мужественно все это слушали ажно до одиннадцати вечера - три часа подряд! (дверь не была заперта на ключ, я проверяла) А кое-кто даже и конспектировал, представляете? Не иначе - несчастных слушателей ввело в заблуждение несвойственное мне умное выражение лица. университетского, говорят, уровня лекция получилась. Несчастные вы мои - кому поверили?! Вот так наши люди и выкрадывают у ваших все подряд вместе с забором!

А кроме шуток - спасибо, товарищи. За опровержение страшного диагноза "мы ленивы и нелюбопытны". И отдельное спасибо той отважной девушке, которая потом сказала: "я всю жизнь побаивалась цыган, относилась негативно. теперь я понимаю многие особенности их поведения". За точность цитаты не ручаюсь, но смысл такой. Не знаю, для кого что, а для меня нету кайфа крепче, чем подсматривать, как человек испытывает радость от приобретения информации - я извращенный платонический вуайерист, так и живу.

Для иллюстрации "университетского уровня" - анонсированные кусочки доклада:

"Приступая к практической части, ради которой всё, собственно, и затевалось, хочу подчеркнуть основное, если хотите - Главную Цыганскую Тайну. Внимайте:

Цыган в том романтическом виде, в котором их показывает театр, кино и литература, никогда не существовало и не существует в реальности. Образ "вольных сынов природы", их конокрадство, магия, роковые страсти, огненная пляска и мудрость трехсотлетнего ворона - это потрясающе удачная компиляция. Настолько удачная, что полностью затмила реальный народ. И я бы даже сказала так: этот образ имеет право на существование в Игре ничуть не меньшее, чем педантично реконструированные мануши или мугат. Но надо отдавать себе отчет - это не цыгане, как таковые, а своего рода "цыганские эльфы", которых мы сейчас коротенько препарируем.

Цыганский эльф, общий вид:

1.Мужчина (ром)

Одет в шелковую, красную или белую рубаху венгерского образца (с пышным рукавом), узкие черные штаны, высокие сапоги, черную кожаную жилетку с нашитыми монетами, на талии широкий черный пояс-корсет на четыре пряжки, на голове черная же шляпа. Украшен этот (мучительно напоминающий Джека Воробья) персонаж, помимо монет, посохом/тростью с серебряным набалдашником, платком-дикло(дикхло) и золотой серьгой в ухе. Вооружен длинным кривым ножом и/или батогом а-ля Индиана Джонс.

Он либо ворует коней, либо поёт/пляшет/играет на скрипке, либо соблазняет девушек. Если его за это не убивают в молодости, он постепенно превращается в бородатого старца с черным вороном на плече и волком в качестве домашнего любимца. Коней и девушек он уже не отчуждает, но может при случае вылечить, объездить (коней, да), дать офигенно умный совет (и коню тоже, да) или победить локальное зло. Или трагически погибнуть в процессе.

2.Женщина (ромны)

Одета в распашную кофту с испанским рукавом, широченную длиннющую юбку с оборкой, возможна жилетка. Волосы распущены, цветок за ухом, платки с бахромой повсюду - на талии, на плечах, на голове. Весь ансамбль выдержан в цветовой гамме "вырви-глаз". Украшена ромны монистами-мэриклэ, крупными красными бусами и кольцеобразными серьгами. Браслеты и кольца в избыточном количестве. В качестве оружия использует нечто вроде кинжала или стилета, а также цыганский гипноз (хотя на самом деле, выжившие в результате естественного отбора цыганки должны бы по хорошему быть ловки с любым оружием - палка, цепь, камень... и бегать быстро).

Занимается эта дама (в свободное от пения и пляски время) колдовством, предсказаниями, целительством, а главное - создает себе несовместимые с жизнью проблемы на почве гендерного взаимодействия. Если ей чудом удается выжить, то мы видим колоритнейшую старую ведьму - смуглую, морщинистую, в черных одеждах и с явными признаками шаманской болезни. Часто встречающиеся атрибуты цыганки - бубен, тамбурин и кастаньеты, а также колода карт. Как правило, предсказывает эта персонажиха какие-нибудь неприятности, за что ее никто не любит. Кстати, почему-то практически никогда вышеописанная дама не является многодетной матерью, беременной двадцатым ребенком. хотя о чудовищной многодетности цыган все изрядно наслышаны. Парадокс, однако.

Анатомический театр.

Костюм цыганских эльфов родился в результате слияния кэлдэрарского и испанского (цыгане-кале) стилей.

Игра на скрипке также пришла с окрестностей Дуная, а вот пение и пляска - это западная ветвь, в наших широтах представлена русскими цыганами.

Медведя водили молдавские (бессарабские) цыгане урсары.

Коней массово крали опять же русские цыгане.

Кровавые разборки с обидчиком на ножах устраивали крымские цыгане-кырымы, а вообще нож с изогнутым широким лезвием - это инструмент ремесленника, а не оружие.

Вольные нравы были присущи крайне ограниченному числу цыганских этносов, и все они ведут происхождение от румынских, венгерских и молдавских крепостных рабов. Цыгане, чьи предки сохранили свободу, никогда не обнажают торс и очень строги в вопросах морали.

То есть, конечно, все в этой жизни бывает, и представители всех упомянутых групп могли при определенных условиях создать такое уникальное сообщество. Но надо отдавать себе отчет - вероятность такого события крайне невелика. Сразу после революции в России представители творческой цыганской интеллигенции и зажиточные бизнесмены пытались скрыть свою "классовую чуждость", притворялись полевыми кочевниками, сами толком не представляя - что это такое. вот тут да, возможно возникновение "идеального табора". Только вряд ли эти люди успешно преодолевали всю ту массу проблем бытового характера, которая связана с подобным образом жизни - ведь это были по сути те же горожане, учиться запрягать лошадей, ставить палатки и шатры, готовить на треножниках им приходилось заново. Эти гипотетические беглецы наверняка изо всех сил старались имитировать простонародный говор, акцент, неграмотность и т.д. В принципе, это интересно, но вас могут не понять на большой игре.

Локация "табор"

Несомненным плюсом является возможность совместить пожизневый и игровой лагерь - в итоге стоянка команды выглядит аккуратно, антуражно и радует глаз лесника.

Для установки цыганской катуны (шатры, шатра) необходимо: туристический тент 4х8м (лучше больше), минимум один прямой шест высотой около трех метров, несколько метров реп-шнура. Самый простой метод установки таков: ставится пожизневая палатка, на расстоянии примерно метр-полтора от входа вкапывается шест, на него узкой стороной накидывается тент. Длинная часть тента накрывает палатку. Края тента на оттяжках разводятся по сторонам, причем края перед палаткой приподнимаются выше (на высоких колышках или ближайших деревьях), а за палаткой притягиваются практически к земле. Варианты в зависимости от размеров палатки и тента. Для красоты и устойчивости конструкции мы создавали дополнительное натяжение, разместив между крышей палатки и тентом икону, которая с одной стороны играла роль распорки, а с другой - являлась важным атрибутом. Для желающих соблюсти максимальную историческую адекватность существует иной способ: перед палаткой устанавливают два сходящихся сверху шеста (примерно 4-5 метров), на их скрещение кладется длинная несущая перекладина (угол к земле примерно 45 градусов, для самых правильных - задняя часть ложится на невысокую, метровую рогульку). В этом случае тент должен быть довольно большим, его придется шить. Края точно также разводятся и приподнимаются. В обоих случаях "фасад" палатки занавешивается пологом, его желательно изготавливать из красивой ткани, это, так сказать, лицо и гордость семьи (для удобства рекомендую заранее вшить во внутреннюю часть тента веревочки для этой занавески). При желании достичь полного реконструкторского эффекта разместите пару бутафорских "оглобель" (ваша палатка в данном раскладе - "телега", ее перед соответствует передней части палатки). В итоге у вас должен получиться довольно удобный домик с террасой. Цыганские традиции весьма жестко регламентируют поведение женщины в быту, это связано с понятием "нечистоты" нижней части женского тела - ноги и юбка способны "осквернить" все, к чему прикасаются. Для защиты от скверны замужняя цыганка носит фартук, а в переднюю, чистую часть шатра (промежуток между оглоблями) вползает на коленях. Не факт, что вам захочется столь принципиально следовать исторической реальности, да и не все цыгане соблюдали правила по жизни, но знать об этом не помешает.

После установки шатра сооружаем костер. Он также будет одновременно игровым и пожизневым. Для костра выкапывается круглая яма с канавкой-вытяжкой, вынутая земля пойдет на защитный бруствер. Над костром устанавливаем цыганский народный треножник. Он легко и быстро производится из трех достаточно толстых жердинок (метр-полтора), стянутых проволокой. В центр стяжки помещается цепь, на цепи крюк для посуды - все как в современных образцах. Варят пищу в котле, для поджаривания продуктов использовали плоские камни. Для чаепития обязательно самовар (если игра по 19 - 20 векам). Вообще, вопреки стереотипу, цыгане - большие любители бытового комфорта. Такие вещи, как стол и стул - нормальные детали цыганской повседневности, только у стола обычно спилены ножки, он "японского" типа.

Посуда - обязательно "дорогая" - керамическая, фарфоровая. Это признак материальной обеспеченности. Посуду ценят, следят за ее чистотой, как ритуальной (чужаки, беременные женщины, "оскверненные"), так и за обыкновенной гигиенической.

Собирая на игру антураж, помните - у реальных кочевников имелась телега с приличной грузоподъемностью, так что отсутствие мебели, зеркала, самовара, утюга, керосиновой лампы будет объяснимо лишь бедностью. А бедность отнюдь не считалась приемлемой нормой, не можешь в отсутствии форсмажора обеспечить семью - стало быть, просто дурак и неудачник. Американский подход, без шуток. Очень важная деталь антуража - перина и подушки. Они были даже у самых нищих семей. Без перины под открытым небом не выжить. Перина - обязательная часть приданого невесты.

Игроки, которые за отсутствием тягловой силы не могут снабдить свой табор всей этой прорвой барахла, должны озаботится большим количеством платков, шалей и других красивых тряпочек - этим текстилем можно драпировать подручные пеньки и бревнышки. Ну, или остановить свой выбор на таких цыганских этносах, для которых нищета была печальной реальностью. тогда вся ваша легенда будет вертеться вокруг стремления достичь материального благополучия.

Пространство возле жилища и костра мы оформляем в зависимости от профессиональной ориентации нашего табора. Стереотипный подход диктует коней и походную кузницу. Пусть так. Ваши кони нарисованы на бумаге или изготовлены любым другим способом. Ваша кузница представлена хозяйственным молотком и подходящим камнем. На мой взгляд, это не так интересно, как попытка выйти за рамки штампа. Лучше, как мне кажется, отыгрывать какое-нибудь кустарное производство, пусть даже элементарных веников или прищепок. Тем более, что продукты вашего творчества могут найти реальный спрос на полигоне, а вот кому и как сбывать подковы - не вполне ясно. При отсутствии желания тратить игровое время на веники, можно побыть ювелирами, привезя с собой продукцию для торговли. Но в любом случае - чистота у шатра должна быть идеальная. Никакого бытового мусора ("чтобы обиды не было". отступая от линии партии - цыгане кое в чем суеверны, как дети: курят, плюют, льют на могилу вино, не подметают в сумерках и т.д.), а сортир должен быть вообще чуть ли не за километр.

Помимо шатра на цыганской стоянке могли быть палатки. Они ничем, кроме материала, не отличались от современных каркасных туристических, так что обычную палатку можно просто декорировать шалями (или положить на крышу спальник изнанкой вверх)."

Вот как-то так... На следующий день у меня был мастер-класс по цыганским танцам, там меня опять хвалили, гладили и чесали за ухом, но в пересказе подвижные игры сильно проигрывают, поэтому завтра расскажу что-нибудь другое, а пока зацените антураж танц-класса:) Ну, цыганам, в принципе, так и положено - если не у степного костра, так у ресторанного столика...

Комментариев нет:

Отправить комментарий