суббота, 17 января 2009 г.

Стиляги



Страна: Россия

Год: 2008

Режиссер: В.Тодоровский

Жанр: мюзикл (?)

В ролях: Оксана Акиньшина,Антон Шагин,Сергей Гармаш,Алексей Горбунов,Евгения Хиривская,София Лебедева

О, я сделала это! Впечатление от кино у меня, как часто это бывает, двойственное. Нет, я ничего не имею против нашего кино. Меня воспитывали в традициях "ох, уж эти американцы" и "а вот это Рязанов!". Но, блин, это желание копировать чужую культуру в том месте, где это совсем не надо и делать это как-то криво - вот что мне совсем не нравится. Для начала я скажу, что против кино ничего против не имею, если брать совсем радикально. Мне непонятна шумиха, созданная вокруг него. Впрочем, шумиха то понятна, но непонятно почему шумиха стала массовым психозом.

Особенность этого кино в том, что смешаны все возможные жанры. Может быть, для кого-то это плюс. Например, для того, кто умеет это делать. Мне показалось, что получилась "музыкальная недодрама". В скобочках после мюзикл я поставила знак вопроса совсем не зря - мюзиклом это назать сложно, потому мюзикл это не все то, что с песнями и с плясками. Мюзикл по голливудскому типу, что, как я понимаю, Тодоровский и хотел сделать, это легкое кино, обременное драмой лишь пафосно-показательной. Если не верите мне, вспомните "Чикаго", вспомните "Плаксу", вспомните, наконец, дурацкий "Мулен Руж", с которым какой-то критик сравнивал "Стиляг". В общем, мюзикл по голливудскому типу это такой красивый балаган, в котором всем весело. Если же не совсем весело, то очень красиво и показательно. Кстати, все темы там построены, обычно, на любви или сходных чувствах.

Начало было очень многообещающе похоже на "Плаксу". Ну, да ладно. Но когда главная героиня Полина залетела, я призадумалась - а, собственно, нахуя было вводить эту сюжетную линию? Через полчаса оказалось, что для шутки про Чарли Паркера. Нет, шутка была замечательная, но ради этой шутки делать лишние, абсолютно ненужные полчаса...зачем? А затем, что Тодоровский почему-то решил сделать из полубунтарского мюзикла социальную драму. Если я чего-то не понимаю, объясните мне. Но люди в зеленом упорно не воспринимаются серьезно, когда у них рождаются негры. Тем более, что русские отлично играют драму - Розанова закатила прекраснейший скандал, когда пришла на внучка посмотреть, но он был бы гораздо уместнее в настоящей драме, а не в мюзикле. Аналогичная фигня с Акиньшиной - она великолепно играла истеричку, когда муж ее упорно лабал на саксофоне. Но это была тру-драма. В общем, семейная канитель здесь совсем не к месту. ИМХО.

Что мне понравилось - безусловно, стеб над совком. Я так понимаю, это было главной задачей. Номер в университете напомнил известную сцену из фильма "Пинкфлойдская стена". Не совсем ясно, зачем там было импровизировать на совсем противоположную музыкальную тему, но смотрелось нормально. Вообще тема стеба над совком раскрыта великолепно через абсолютно второстепенные детали - серые костюмы, лица рабочих-крестьян, серые декорации, ряды одинаковых башмаков.

Еще меня очень порадовало несколько шуток в исполнении Гармаша, Горбунова и Янковского. Во-первых, эта троица охуенно харизматична сама по себе, во-вторых, текст, действительно, очень хорош - "...и меняешь прическу на идеологически выдержанный полубокс". Пиздец, как умилила сцена с Гармашем, читающим в туалете Камасутру. Впрочем, старые актеры играют изумительно.

Теперь о Камасутре. Я, конечно, понимаю, что "тема ебли" нигде не лишняя, но здесь пресловутая кино-целомудренность 50х оказалась форменным развратом. Опять-таки, это выходит за рамки жанра. И порнуха здесь никак не оправдана ни идеей, ни темой, ни развитием сюжета. Я думала, после первых "сисек" Акиньшиной режиссер остановится, но нет, это упорно продолжалось дальше. Зачем нужны были эти вставки социально-драматизированного "Американского пирога" я так и не поняла. Простите. И, кстати, зачем было выносить "тему ебли" на постеры, мне тоже не совсем понятно. Есть эротические сцены даже в мюзиклах, но их там, блин, не так много. И снимаются они не как в искаженном "Американском пироге".

Кстати, сама Акиньшина меня загнала в тупик. Я к ней относилась более, чем нормально, не смотря на популярность, но она смотрелась на 100% никак. Это странно. Я думаю, у нее судьба драматической актрисы, т к в сцене с обрезанием волос она играла великолепно.

Антон Шагин, сыгравший Мэлса, показался мне совершенно бездарным. Простите, но в нем нет харизматичности для главного героя. Было бы логичней взять парнишку, игравшего Фрэда - очень хорошо смотрелся в кадре. Мэлс с саксом выглядел смешно.Где, блять, в нем джаз? Очень смахивало на "Ералаш". Может, это так надо?

Я, конечно, в 50-е годы существовала разве что в какой-то из предыдущих реинкарнаций, но сдается мне, что подобного культурного явления не было. Т е оно то было, несомненно, но оно было истинно контркультурным и подпольным, и главное это бунт, гонка за вожделенным джазом, за развитием, а не за зелеными пиджаками. Нет, зеленые пиджаки были бы в тему, если бы режиссер не начал снимать со всей серьезностью и драматичностью.

В совке, насколько мне известно, в 70е было такое явление, как советские хиппи, среди которых известный всем Макаревич. Он часто выступает по ТВ и рассказывает о тех деньках. Безусловно, джинсы-клеш были важной частью жизни любого хиппана, но еще более важным явлением были "Битлы" и лабание их хитов на "раздолбанных басах" - т е культурное развитие.

И последнее о зеленых пиджаках. Стиль главных геров - тру рок-н-ролл. Связь с джазом, конечно есть, но мне безумно странно, почему не прозвучало ни слова о рок-н-ролле. И Элвис почему-то появился только раз на пластинке, хотя все косили под него.

И совсем последнее. В конце Фрэд говорит, что на Бродвее нет стиляг. А Мэлс со слезами на глазах кричит: "А мы то есть!". Это вообще полный вынос мозга, потому что битников отлавливали в штатах еще с незапамятных времен. Конечно, на канареек они не так были похожи, со своей страстью к путешествиям приходилось одеваться попроще, но Керуак, помнится, рассказывал, что средний класс смущало даже наличие рюкзака. Кроме того, любовь бит-движухи к дзену, наверняка, способствовала распространению фриковатой восточной одежды, которая потом частично перекинулась на хиппи.

Резюмирую. В целом фильм "Стиляги" положителен как явление на просторах СНГ. Очень забавные костюмы и декорации. Смотрится легко, если вас не мучает мигрень и если вы не дальтоник. Мои негативные эмоции исключительно субъективны и связаны с тем, что Тодоровский зачем-то намешал слишком много жанров.

Итог: я бы предпочла зубодробительную драму о нелегкой жизни контркультурных элементов в СССР. И мне кажется, что у Тодоровского это получилось бы лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий