эта работа была сделана мной на алимпиаду по психологии, прошу строго не судить =)) но обсуждения приму!!! я буду рада если у кого то будут мысли по этому вопросу, отвечу всем!
Введение
Уходящий год, как известно, прошёл под знаком Года семьи. Жизнь каждого человека начинается с семьи, в ней происходит его формирование как личности и гражданина. Семья - источник любви и уважения, хранительница человеческих ценностей, традиций и исторической преемственности поколений.
Многие старшеклассники, как и я, задумываются над созданием собственных семей. Для многих встает вопрос о том а как правильно воспитывать собственных детей, чтобы они выросли здоровыми и умными и какие методы воспитания стоит применять, а от каких лучше отказаться. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе я и выбрала эту тему исследовательской работы.
Предложенная тематика школьной олимпиады посвященной семье - это как я понимаю лишь часть мероприятий, направленных на укрепление института семьи в Удмуртской республике. Как известно, в конце 2007 года была принята "Программа мер по демографическому развитию Удмуртской республики на 2008 - 2012 годы", а также разработана долгосрочная областная целевая программа "Дети Удмуртской республики" на 2008 - 2012 годы. Исходя из этого, можно сделать вывод: в последующие годы тема семьи не будет оставлена без внимания. Хочется надеяться на то, что государство по-прежнему будет уделять большое внимание вопросам семейного воспитания поиска новых, более эффективных методов воспитания детей в современном мире.
Цель исследования: определить существует ли связь между методами родительского воспитания, с которыми сталкиваются дети в семье, и какие из этих методов они считают правильными, и возможно будут применять в своих семьях.
Объект исследования: методы воспитания в семьях проживающих в Устиновском районе г. Ижевска.
Предмет исследования: взаимосвязь связь между методами родительского воспитания, с которыми сталкиваются дети в семье, и какие из этих методов они считают правильными.
В качестве гипотезы были использованы следующие предположения: существует значимая связь между методами родительского воспитания, с которыми сталкиваются дети в семье, и какие из этих методов они считают правильными.
Для проверки данных гипотезы необходимо решение следующих задач:
1. Провести анализ имеющихся теоретических данных, касающихся проблемы динамики методов родительского воспитания в процессе исторического развития.
2. Определить выраженность методов родительского воспитания с точки зрения самих испытуемых.
3. Установить возможные связи между воспитательными методами родителей и представлениями подростков о правильных методах воспитания.
Глава 1. Характеристика методов воспитания
Научный интерес к изучению методов воспитания в семье достаточно постоянен и находит отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях. Семья, будучи исторически обусловлена, не является застывшим образованием и претерпевает существенные изменения в процессе развития общества.
Проблема развития и формирования личности в онтогенезе одна из важнейших и актуальнейших проблем психологической науки в целом и педагогической психологии в частности. Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересованно общество. Вопросу изучения методов и стилей воспитания в различные исторические эпохи уделяли большое внимание многие отечественные и зарубежные исследователи К. А. Абульханова-Славская, А. Адлер, А. Г. Асмолов Э. Берн, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Эриксон, Б. Д. Эльконин, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и другие.
Под методами семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства педагогического воздействия, которые выражаются в способах наказания и поощрения, своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Методы воспитания в современной семье или воспитательные стратегии - система наказаний и поощрений, которая определяется распределением ролей в семье и моделями отношений между детьми и родителями, основанными на семейной системе ценностных ориентаций.
Стили и методы семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стилей и методов семейного воспитания оказывают влияние:
* Типы темпераментов родителей, их совместимость;
* Традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
* Научно-педагогическая литература, которую читают родители;
* Уровень образования родителей.
Можно выделить следующие основные аспекты взаимодействия взрослого и ребенка, способствующие формированию личности - идентификация, и формирование идентичности - механизмы уподобления, способствующие принятию и усвоению конвенциональных социальных ролей (Асмолов А.Г, Мухина B. C., Фрейд 3. Эриксон Э. И др.); позитивные подкрепления (Бандура А. Скиннер Б. Ф. ,и др.)- являются важнейшими социальными факторами, влияющими на формирование личности в онтогенезе. Семья является первым социальным институтом, где ребенок проходит этапы первичной социализации. Среди стилей родительского воспитания отечественные и зарубежные авторы выделяют: демократический, авторитарный; либерально-попустительский; индифферентный и традиционный.
При традиционном способе руководства детьми родители исполняют традиционные роли (мужскую или женскую), принятую в той или иной культуре в отношениях с детьми.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных психологов посвященные проблемам брака, семьи и исследования в области жизненных стратегий. Общей методологической основой нашего исследования явились ведущие принципы психологии:
- развития (Выготский Л. С., Леонтьев А.Н, Эльконин Б. Д., и др.);
- системности (Анохин П. К.. Ананьев Б. Г., Мерлин B. C. и др.);
Идея, сформулированная Л. С. Выготским о социальной ситуации развития как "исходного момента" для всех динамических изменений, происходящих в развитии, остается актуальной в настоящее время. При этом взаимодействие со "значимым другим" и, прежде всего, родителями, а также интериоризация процессов общения являются важнейшими факторами развития личности. Значимость взрослого и прежде всего родителей для развития личности ребенка признавалась и признается практически всеми западными и отечественными психологами. Вместе с тем, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей и методов семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о взаимосвязи воспитательных методов, с которыми сталкиваются дети в семье и какие из этих методов они считают правильными и возможно будут применять в собственных семьях.
По мнению большинства авторов (Адлер А., Гарбузов В. И., Бондаренко Е. А., Бомринд Д.Ю, Крайг Г. И др.) наиболее благоприятным для формирования личности ребенка на современном этапе развития общества признается демократический стиль воспитания. При данном способе руководства детьми родители на фоне безусловного эмоционального принятия опираются на диалог и взаимное доверие, успешно сочетают контроль и поощрение, стимулируют развитие инициативы и самостоятельности у ребенка.
Авторитарный, попустительский и индифферентный стили родительского воспитания, на современном этапе развития общества, оказывают отрицательное влияние при формировании личности ребенка, способствуют как ранней невротизации, так и формированию стойких аномалий характера.
Глава 2. Результаты исследования
Эмпирическую базу исследования составили материалы анкетирования осуществленного автором работы. Для проведения исследования автором была составлена анкета на основе методики Берко Д. В. "Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек"
В исследовании, проведенном автором в январе-декабре 2009 года, приняли участие 13 11-классников и 18 пятиклассников школы N 81 г. Ижевска. Учащимся было предложено добровольно ответить на 6 вопросов анонимной анкеты:
1. С какими методами наказания вы сталкивались в своей семье.
2. Какие причины являются поводом для наказания.
3. Какие методы наказания вы считаете правильными.
4. Какие методы поощрения приняты в Вашей семье.
5. За какие моменты Вас ждет поощрение от родителей.
6. Какие методы поощрения Вы считаете правильными.
В результате получились данные, которые представлены в таблицах 1-4. Основной задачей при обработке результатов было установить: существуют ли статистически достоверные различия в ответах испытуемых между методами родительского воспитания, с которыми сталкиваются дети в семье и какие из этих методов они считают правильными.
11 класс-13 респондентов.
Таблица 1.
С какими методами наказания вы сталкивались в своей семье Какие причины являются поводом для наказания Какие методы наказания вы считаете правильными
Ругали, кричали - 28%
Домашний арест (запрет на прогулки) - 28%
Били ремнем - 15%
Лекции, нотации, нравоучения - 15%
Лишали денег - 7%
Обзывали - 7%
Морально угнетали (не разговаривали) -7%
Учеба - 33%
Поздно прихожу (задерживаюсь)- 28%
Плохое поведение 16%
Не сказала, куда пошла - 5 %
Не слушаюсь - 5%
За друзей, которые не нравятся родителям - 5%
Я -5%
Нет ответа - 28%
Не знаю - 15 %
Любое наказание должно быть в меру 15%
Никакие-15%
Нравоучения-7%
Спокойный разговор, разбор поступка -7%
С помощью ремня -7%
Моральное угнетение (не разговаривать) -7%
Старшеклассники отмечают, что сталкиваются с фактами физического насилия (15%), но более распространены (28%) методы лишения возможности гулять и вербальная агрессия со стороны взрослых.
11 класс-13 респондентов.
Таблица 2
Какие методы поощрения приняты в Вашей семье За какие моменты Вас ждет поощрение от родителей Какие методы поощрения Вы считаете правильными
деньги на карманные расходы -29%
подарки, покупки- 14%
деньги на телефон-7%
нет -7%
нет ответа -7%
никаких -7%
извиниться -7%
разрешение гулять подольше -7%
комплименты -7%
похвалы -7%
за достижения в учебе-27%
за хорошие оценки-27%
нет ответа-13%
физические подвиги (уборка снега)-7%
за успехи -7%
за то, что прибралась -7%
не знаю -7 %
деньгами- 19%
подарки, вещи, одежда -19%
нет ответа-19%
похвалить словесно-19%
не знаю-12%
не давать деньги на руки, а купить вещь -7%
проявление одобрения к действиям ребенка-6%
В качестве методов поощрения у старшеклассников более выражено - деньги на карманные расходы -29% и подарки, покупки- 14%.
5 класс-18 респондентов.
Таблица 3.
С какими методами наказания вы сталкивались в своей семье Какие причины являются поводом для наказания Какие методы наказания вы считаете правильными
Нет ответа -43%
Не разрешают играть на компьютере -14%
Ругают - 14%
Бьют ремнем - 10%
Пугают -5%
Забирают телефон -5%
Не наказывают, а говорят добрым словом -5%
Домашний арест -5%
за оценки - 40%
плохое поведение -25%
из-за беспорядка в комнате- 16%
нет ответа -8%
невыученные уроки -8%
не мыла, забывала помыть посуду - 4%
поздно прихожу домой -4%
спорю с родителями -4%
потеря вещей -4%
нет ответа -53%
никакие - 16 %
наругать -5 %
наказания не нужны -6%
нельзя наказывать, а нужно объяснить -5%
ограничения в развлечениях -5%
не знаю -5%
домашний арест -5%
Пятиклассники отмечают, что сталкиваются с фактами физического насилия (10%), но более распространены (14%) методы лишения возможности играть на компьютере и вербальная агрессия со стороны взрослых. По сравнению с ответами старшеклассников можно отметить снижение фактов физического насилия на 5% и больное количество ответов "не знаю"-43%, что говорит о менее сформированной способности к рефлексии ситуации развития.
5 класс-18 респондентов.
Таблица 4.
Какие методы поощрения приняты в Вашей семье За какие моменты Вас ждет поощрение от родителей Какие методы поощрения Вы считаете правильными
получаю подарки -24%
нет ответа - 19%
разрешают играть на компьютере -10%
хвалят -5%
водят в кино -5 %
хвалят -14 %
дают мороженое -5%
никаких -5%
извинения -5%
все -5%
увеличивают карманные деньги -5%
за хорошие оценки -41 %
за хорошее поведение -15%
за уборку -11%
за чистоту комнаты -4%
за вежливость -4%
успехи на тренировке -4%
за победу -4%
мне не нужно поощрение, мне хватит их любви - 4 %
за хорошую работу -4%
за достижение в спорте -4%
за доброе дело -4%
делаю уроки -4%
нет ответа - 39%
я считаю правильным, когда получила хорошую оценку и сделала добро -5%
словами -5 %
меня устраивает все -5%
не знаю -5 %
давать по тысяче рублей -5%
ценные подарки, деньги -5%
хвалить не только когда сделал правильно, но и когда не правильно. Он старался. -5%
похвала -5%
любовь родителей все, что нужно ребенку -5%
все и за все -5%
увеличить карманные деньги -5 %
В качестве методов поощрения у пятиклассников более актуальны - подарки, покупки- 24% и возможность играть на компьютере- 10%, в отличие от старшеклассников отсутствуют карманные деньги и значима игра на компьютере.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:
- общенаучные (эксперимент, измерение);
- методы количественной и качественной обработки эмпирических данных. Достоверность результатов проведенного исследования обеспечивалась научной обоснованностью исходных позиций, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки и значимостью экспериментальных данных.
Классифицируя результаты ответов по методам наказания, мы получим данные для оценки различия по показателям:
- Не ответа;
- Физическое воздействие;
- Моральное воздействие;
- Вербальная агрессия;
- Ограничение в развлечениях;
T=6,47
По критерию Стьюдента (T-test),. полученная величина больше критической при уровне достоверности р=0,001. На основании полученных результатов можно говорить о том, что установлены статистически достоверные различия между методами наказания, с которыми сталкиваются учащиеся в семье и какие из этих методов они считают правильными. Вывод: методы наказания, с которыми сталкиваются учащиеся в семье, они считают неправильными.
Классифицируя результаты ответов по методам поощрения, мы получим данные для оценки различия по показателям:
- Не ответа;
- Деньги;
- Моральное поощрение;
- Подарки;
- Поощрение в развлечениях;
T=2,43
По критерию Стьюдента (T-test),. полученная величина меньше критической при уровне достоверности р=0,001. На основании полученных результатов можно говорить о том, что не установлены статистически достоверные различия между методами поощрения, с которыми сталкиваются учащиеся в семье и какие из этих методов они считают правильными. Вывод: методы поощрения, с которыми сталкиваются учащиеся в семье, они считают правильными.
Выводы
Семейное воспитание во многом предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его самооценку, восприятие окружающего мира и способность адаптироваться в нем. Поэтому вопрос о целях и ценностях воспитания подрастающего поколения в любом обществе и в любые времена относился к числу самых важных, и ответ на него во многом определял будущее самого общества.
В результате анализа данных полученных в результате исследования можно утверждать, что гипотеза подтвердилась частично, методы поощрения, с которыми сталкиваются учащиеся в семье, они считают правильными, а методы наказания, с которыми сталкиваются учащиеся в семье, они считают неправильными. Также основная масса респондентов не имеет четкого представления о том, какие методы воспитания являются правильными 41% в 11-х классах и 53% в 5-х классах отвечают на вопрос - "не знаю".
В качестве метода наказания и поощрения у пятиклассников лидирует возможность пользоваться компьютером. У старшеклассников более значимыми становятся деньги, и возможность гулять.
Практическая значимость работы. Предложенные выводы могут помочь более глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между супругами и детьми. Материалы исследования могут быть использованы:
* при разработке программ проведения классных часов;
Апробация работы:
С исследованием можно ознакомиться на сайте:www.Doretti.blog.ru
Исследование опубликовано и обсуждается сайте с 20 февраля 2009 года.
Список литературы.
1. Ксенофонтов Б. В. Воспитательные возможности семьи. под ред. А. М.Низовой. - М.: 1981.
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2003.
3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для студентов / А. В.Мудрик. - М., 1997
4. Мудрость воспитания: Книга для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д.Днепров, Г. Б.Корнетов. - М., 1987.
Приложение 1
С какими методами наказания вы сталкивались в своей семье:
1. _
_
_
_
2. _
_
_
_
Какие причины являются поводом для наказания:_
_
_
_
_
Какие методы наказания вы считаете правильными:_
_
_
_ Какие методы поощрения приняты в Вашей семье:
1. _
_
_
_
2. _
_
_
_
За какие моменты Вас ждет поощрение от родителей:_
_
_
_
Какие методы поощрения Вы считаете правильными:_
_
_
_
_
Комментариев нет:
Отправить комментарий