Потрясающий фильм! Правда, если честно, не знаю чем он меня так покорил... но, после него мне хотелось сперва долго молчать, а потом много говорить.. Олег Долин влюбляет в себя с первых минут.. Приключений, драк, острых моментов, накала страстей в фильме нет, за этим не стоит на него идти. Он очень тихий, молчаливый и протяжный.
Это, безусловно, выдающееся кино. Фильм будут смотреть и через пять и через двадцать лет.
Режиссер: Михаил Калатозишвили, исполнитель главной роли: Олег Долин, актеры: Илья Щербинин, Юрий Степанов, Ирина Бутанаева, Александр Ильин, Роман Мадянов.
Контекст.
Фильм просочился (именно так) к зрителю в конце 2008 (в прокате с 22 января 2009 года), а значит, сам Бог велел хотя бы бегло осмотреть российское кинохозяйство образца 2008 г.
2008 год. В топ относительно широкого зрительского интереса вошли следующие российские картины: "Русалка", "Шультес", "Стиляги", "Обитаемый Остров", "Самый Лучший Фильм", "Мы Из Будущего", "День Радио", "Пленный", "Все Умрут, А Я Останусь", "Морфий", "Адмирал". Фильмы разные. Это так, для общего фона и для размышления.
В последний год киновакханалии появляется "Дикое Поле".
Фильм снят по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова режиссером Михаилом Калатозишвили. К сожалению, авторов сценария нет в живых - Алексей Саморядов погиб в 1994 году, Петр Луцик умер в 2000 году. Сценарий был написан 15 лет назад. Некоторые режиссеры порывались снимать фильм, но все как-то не складывалось.
И вот, наконец-то, нашелся режиссер, которого не испугала ни проблематика фильма, ни известность сценария.
Главное, что удалось режиссеру - создать уникальный живой мир, в котором органично существуют фактурные и естественные персонажи. И ещё: у этого фильма есть душа.
Фильм можно отнести к разряду "атмосферных", где по сути не так важны перипетии героев и сюжет в привычном понимании этого слова. Можно пересказать несколькими фразами - молодой доктор (Олег Долин) живет в степи, лечит местных жителей, ждет женщину, которая в конце-концов приезжает, чтобы проститься навсегда. Согласитесь, "сюжет" более чем обычный, если не сказать банальный, более того, он совсем ничего не говорит о картине.
Луцек с Саморядовым писали параллельный мир. Это не правда жизни. Меня очень пугает, когда люди начинают употреблять слово "правда". Где та правда жизни? Правда жизни - выйдите на улицу и смотрите на дороге, сколько угодно. Здесь как раз тот случай, по моему глубочайшему убеждению, - когда здесь есть правда чувств. Не правда какой-то жизни, которая разная - и такая, и сякая - и в России такая есть жизнь. Есть жизнь в России и хуже, но не в этом дело - здесь есть правда чувств. Чувств на пределе! Это гамбургский счет чувств.
Фильм заставляет задуматься об очень многом. Сколько стоит только одна фраза там - "Когда же будет война". Просто можно выделить эту фразу и задуматься, почему это сказал человек? Как сказал?
Герой всеми силами пытается сродниться с бескрайним пейзажем, завораживающим и пугающим одновременно (одно небо - так разнообразно, что иногда теряешься). Но постоянную прописку на окраине взамен временной регистрации герой получает только через свою смерть, которая по Луцеку и Саморядову - не просто лишение жизни, но обряд инициации.
Герой - это хай-класс , это высшая симфоническая музыка. Потому что основной конфликт героя - это конфликт мифологический, это конфликт между ангелом, который несет ему благую весть - и он оказывается ангелом смерти. Это такой сложный, мифологический конфликт. Фильм сделан по законам определенной музыкальной формы - даже не визуальной, а музыкальной.
Здесь - гениальная работа оператора, здесь - фантастическая работа звукорежиссера, здесь - потрясающе пластически выстроенные роли. Это - тот тип удовольствия, который нам предлагает это кино, это - очень высокое удовольствие. Это - высокая болезнь,
это норма - как эстетическая категория. Это - как Гулливер. Вот рядом то ли лилипуты, то ли они нормальные сами по себе, но норма - он. И в этом - самое интересное.
Замечательно хотя бы то, что это очень здоровый фильм, в нем - нравственное здоровье. Кроме того, эта картина как-то сама собой создаёт культурное пространство. Оно легко прочитывается, легко угадывается.
Говорить о чем фильм можно очень долго. Мы имеем дело с аномальным случаем, когда форма кинопритчи, особенно в нынешнее время, смотрится не искусственно, способна задеть за живое. Фильм многоуровневый, интерпретировать его можно по всякому, но тайна его до конца так и не будет раскрыта, по крайней мере, проговорить ее не получится.
Можно сказать, что фильм о погибшей империи, на развалинах и окраинах которой остались никому не нужные люди. Не смотря ни на что, они продолжают существовать в безграничном пространстве степи. Неприкаянность их настолько сильна, что даже смерть обходит их стороной. Пастух Колька Смагин, например, убитый молнией и закопанный коллегами по плечи в землю, к утру ожил и попросил воды. Доктору ничего не остается, кроме как перенимать шаманские методы: сорокадневный запой он лечит прижиганием каленым железом, а даже если и оперирует кого, делает это на каменном столе во дворе - в прошлом гранитная глыба точно была языческим алтарем.
Мы смотрим на жизнь затерянного в степи хутора глазами молодого доктора Мити. Вокруг царит разруха, в больнице нет элементарных лекарств и инструментов. Больные, с которыми сталкивается Митя, по всем законам медицины и здравого смысла должны умереть, но каждый раз происходит чудо.
Одну из главных тем можно обозначить фразой, свойственной прозе Андрея Платонова - усталость от жизни. Мужики пьют от тоски, желают войны неважно с кем, лишь бы веселее стало. Для обитателей хутора нет разницы между жизнью и смертью. По сути, отражена психология русского крестьянина - родились из праха, в прах и обратимся, ничего особенного и сакрального в смерти нет. Оттого жестокость по отношению прежде всего к себе и открытый взгляд на все мерзости жизни. Чем хуже, тем лучше. Вспомним того же Платонова, начало "Сокровенного человека" - "Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки".
"Чем хуже становится, тем меньше люди болеют!" - говорит в фильме старый доктор Федор Абрамович (Степанов).
Империи больше нет, связи разрушены, власть, в лице единственного на несколько хуторов милиционера Рябова (Мадянов), и та на последнем издыхании. Над степью витает неопределенность, а в головах хуторян царит хаос.
Такое испытывали мы в девяностые, к тому же пришли и сейчас после нескольких лет адреналиновой встряски.
В современном кино невозможно представить рассуждения героев о России и судьбе русского человека. Обязательно сведется все или к безруковским "березонькам, Рррросия-матушка" или пафосному государственному патриотизму фээсбэшника. В Диком Поле сама ткань произведения соткана таким образом, что высказывания о России выходят без пошловатого привкуса.
Говорят, Луцик собирался снимать фильм в степях Египта, чтобы картина воспринималась чистой притчей. Тема гибели империи перерастает в более высокие материи.
Другой пласт - экзистенциальный и религиозный. Человек один на один с миром и природой. Кто всем этим управляет, есть ли какая-то логика в мироустройстве?
Перед нами предстают люди, забытые не только районом, областью, Москвой, но и Богом. Ключевой диалог Федора Абрамовича и Мити:
"- Вы в Бога верите? - вдруг спросил он.
- Не знаю, - Митя пожал плечами, - А вы?
- Нет, - резко сказал старик. - Но если он придет, он придет именно сюда, и тогда я кое-что скажу!
- Что?
- Я его спрошу, отвернулся Ты от русских или не отвернулся? Если отвернулся, то зачем не убил нас всех разом? Зачем оставил таких, какие мы есть?
- А если не отвернулся? - спросил Митя тихо.
- Если не отвернулся, то почему молчишь так долго? Почему не слышно Тебя? Мы вот тут стоим одни, а Тебя не слышим!"
Фильм наполнены христианскими метафорами. Вот к Мите привозят мужика при смерти, который пил сорок дней. Сорок дней душа осматривается в потустороннем мире. Мужик оживает, после того, как доктор прижигает его раскалённым железом.
На протяжении всего фильма за Митей наблюдает "ангел", который сыграет в конце роковую роль: он окажется обычным бомжом, который пырнёт Митю заточкой, после сделанной перевязкит.
Местные жители считают, что Митя может воскрешать мертвых. "Ангел", пришедший к Мите за исцелением, в сущности повторяет предательство Иуды. В финале раненый Митя обращается к Богу с просьбой забрать его.
Вопросов, отсылок и метафор в "Диком Поле" можно найти больше или меньше в зависимости от эрудированности и вовлеченности зрителя, но они само собой не самоцель авторов и не главное достоинство фильма.
Главное достоинство снятого фильма - он способен "перепахать" каждого посмотревшего, а уж что у кого уродится в результате зависит уже от самого зрителя. Фильм получился глубоким, насыщенным философией. Лица актеров живые, игра непосредственная, что добавляет фильму еще больше художественной правды. В фильме всего два "засвеченных" лица - Роман Мадянов и Юрий Степанов. Если роль Мадянова, что называется, уже много сыграна актером в прошлых работах, причем это ничуть не портит общую симфонию картины (играет Мадянов как всегда хорошо), то игра Степанова в роли доктора Федора Абрамовича поражает контрастом с прошлыми ролями. В Диком Поле Юрий Степанов сыграл блистательно, с поразительно живыми интонациями, без фальши. На мой взгляд, эта роль в исполнении Степанова - огромная удача и для актера и для режиссера.
То, что играет Юрий Степанов - это просто доктор Астров сюда заехал -
его современная модификация. Просто он немножко циничен, немножко
актерствует, но он здесь свой.
Музыка Айги органично вплетена в фильм, оттеняя эпизоды и не превращаясь в отвлекающий самодостаточный саундтрек. Вообще, фильм снят с большой любовью и с удовольствием, и это, конечно, передается зрителю. В результате фильм получился в хорошем смысле "не отсюда".
И хорошо, что появилось "Дикое Поле" - от него совсем другая тоска. Вдохновляющая на жизнь.
На "Кинотавре" этот фильм получил приз имени Григория Горина за лучший сценарий - был вручен посмертно Петру Луцеку и Алексею Саморядову. Алексей Айги, композитор получил приз Михаила Таривердиева за лучшую музыку к фильму. Гильдия киноведов-кинокритиков - приз "Белый слон", главный приз гильдии. Картина была удостоена специального приза международной конфедерации кинематографистов Европы. Фильм "Дикое поле" был отмечен спецпризом на 65-м Венецианском кинофестивале, получил приз "Art Cinema Award" в Венеции. Стал обладателем Гран-при международного фестиваля в Маракеше. Картина Михаила Калатозишвили "Дикое поле" получила национальную кинопремию "Золотой орел" сразу в трех номинациях. Во-первых, главная категория - "Лучший игровой фильм", за лучшую музыку к фильму, и посмертно получили за лучший сценарий авторы сценария Петр Луцек и Алексей Саморядов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий