пятница, 17 апреля 2009 г.

"Я пишу свою жизнь, как картину"

Она - художник. Известный. Лауреат ежегодного всероссийского конкурса "Золотая кисть" и множества других конкурсов. Международные аукционы, персональные выставки... Ее картинами восхищались в Германии, США, Франции, Греции... Многие свои работы художник видит теперь лишь на открытках и слайдах, холсты "осели"  в музеях, галереях, частных коллекциях более чем 30 стран мира. Что наполняет смыслом и светом ее жизнь?! Дети, галерея с загадочным названием "Аквариус", семья, немаленькая,  крепкая: с родителями и семьей брата живет одним общим домом, чем очень счастлива; никто - не в обузу, друг за дружку - горой. Согласитесь, большая по нашим временам редкость. Наконец, живопись, - часть ее такой разной жизни,  то красочной, карнавальной, то сдержанной, строгой.

Давайте поговорим о живописи и о жизни.

О художнике Н. Баженовой от общего знакомого была наслышана как об очень интеллигентном, искреннем и интересном человеке. Мой вопрос об отчестве Натальи его озадачил: "Она просто Наташа, и не тушуйся: когда ты придешь к ней, тебе покажется, что ты в ее доме не первый раз, минут через пять перейдешь с ней на "ты", а еще через десять будешь думать, что знала ее всю жизнь. Такой уж она человек. С ней можно поговорить обо всем. Кстати, помимо художественного образования, у нее есть еще музыкальное, режиссерское, она всерьез увлекается философией, астрологией, психологией, литературой".

Правда, о семи годах музыкальной школы Наташа вспоминает не особенно охотно: не повезло с педагогом. Но музыка...

- Мои картины возникают именно через музыку, звучащую во мне, через особый ритм движения руки, каждый раз разный. К тому же я усвоила, как не надо учить детей. И поняла, как надо.

-Как же?

- Только через любовь и интерес, предоставляя им множество возможностей. Пусть все перепробуют и выберут свое. Вот огромный лес, ребенок входит в него и идет по тропинке, Бог знает, почему облюбованной им. Все, что нужно для начала, - пойти с ним рядом. Потом, если ребенок тебе доверится, ты сможешь пригласить его пойти за тобой. Я шестнадцать лет преподавала в детской изостудии. Занималась и с четырехлетними малышами и шестнадцатилетними   ребятами. Научить рисовать, дать в руки инструмент, с помощью которого можно творить, можно без муштры и занудства, хотя это и потребует больше времени, сил, терпения и такта. Пусть девочки рисуют принцесс, мальчики - машинки, а не только  скучные натюрморты. Живопись, творчество может начаться и с таких рисунков. А главное, у детей на всю жизнь останется любовь и интерес ко всему окружающему, желание заниматься самопознанием и самотворчеством, они не устанут задавать себе вопросы: кто я, откуда пришел и зачем, каково мое предназначение, что я могу сделать для других?

- Наташа, не слишком ли это мудрено? Кто захочет в наше время мучаться "проклятыми" вопросами? Кому страшно, кому некогда, кому лень.

- Когда говорят, что русский человек ленив и нелюбопытен, это сплошная ерунда. Мне посчастливилось поездить по свету с моими картинами и я могу сказать, что нигде, на мой взгляд, так широко не увлекаются всем на свете, включая и философию, как у нас. Это основное наше отличие. На Западе же все слишком рационально. Большинство людей находятся в узких рамках. Редко, например, кто из бизнесменов будет заниматься чем-то неконструктивным для себя, - созиданию, в нем трудно дышать, думать, свободно двигаться. Жизнь постоянно подтверждает это.

На конференции "Парапсихология и медицина" люди с экстрасенсорными способностями, парапсихологи, толпились в фойе у картин Н. Баженовой. Кто особыми рамками, кто просто ладонями замеряли биополя, исходящие от полотен. Они были единодушны: есть в ее картинах некая магическая сила, внутренняя напряженность образов, затягивающий цвет, ломка пространства...

Наташа с ними не спорит. Но у нее свое мнение: все дело в том, что творчество оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем мы полагаем. Живопись, вообще искусство имеют непосредственное отношение к душевному состоянию человека, а, следовательно, к его психическому, духовному, в конечном счете, и к физическому здоровью.

- Неужели живопись так много может значить в нашей жизни?

- Любой художник подтвердит, что творчество способно изменить жизнь человека, оно ведет по жизни, диктует свои законы, помогает творить самого себя. В последнее время я постоянно ловлю себя на мысли, что пишу свою жизнь как картину. Я нашла в профессии идеальное средство для решения своих проблем. Если всерьез, безраздельно отдаешь себя искусству, начинаешь видеть по-другому, совершенствуются чувства, появляется ощущение гармонии.

- Почему это происходит? Как можно перенести, переложить законы творчества на суровые законы жизни?

- Для начала хочу напомнить иной известный закон, древний, магический: то, что наверху, подобно тому, что внизу. Живопись, как и любое творчество, - это модель жизни. Художник, приступая к картине, создает, определяет композицию  будущего рисунка, компонует части целого, определяет первый и второй планы, задает ритм. По этим же правилам ты можешь построить какой-то кусок жизни. Сначала нужно создать определенное настроение, отрешиться от всего, как бы посмотреть внутрь самого себя. Понять, что на данный момент является для тебя самым важным, мучит, заботит, какая жизненная задача, ситуация требует немедленного решения, и (это очень важно!) представить себе, какого результата ты хочешь добиться, к какой цели стремишься? Ты словно притягиваешь главное и отпускаешь второстепенное. Затем определяешь ритм событий своей жизни.

- Наташа, ты еще ничего не сказала о колорите...

- Художник знает: любая конструкция будет суха без эмоциональной окраски. В живописи все цвета (от звонких, насыщенных, ярких, будоражащих до сдержанных, строгих, спокойных, монохромных, их тончайших переливов, нежнейших серебристо-жемчужных оттенков), их сочетания, соотношение - колорит, играют огромную роль, воздействуя на подсознание. Так же и в жизни. Без эмоций, чувств, душевных переживаний любое событие будет мертво. Законы искусства, примененные к жизни, дают нам чудесную возможность уловить, прочувствовать, когда стоит проявить всю свою силу и страсть, а в какой момент быть сдержанным, ювелирно точным в поведении, поступках, словах. И, наконец, как последний мазок, блик, штрих художника, который, словно капля волшебной воды, оживляет, казалось бы, законченную, завершенную картину, так и верно взятый тон, улыбка, выразительные жест, взгляд придают завершенность делу, беседе, логически скрепляют события, создают настроение.

- Поразительно, как правила мировой гармонии, познанные человеком благодаря живописи, другому виду искусства, прекрасно подходят к нашей повседневной жизни!

- Интересно, что многие из нас живут именно по этим законам. Но спонтанно. Только осознав их, можно сделать свою жизнь более гармоничной, осмысленной и красивой.

- Но Веронезе сказал, что заниматься живописью, не имея врожденного таланта, - то же, что бросать себя в волны. Что же делать тому, у кого нет способностей?

- На мой взгляд, это распространенный миф, легенда о богоизбранности профессии художника. Способности к живописи есть у всех, я в этом убеждена. Ведь никто не спрашивает, есть ли у ребенка склонность, талант к счету, письму, чтению, всех детей просто обучают этим премудростям с первого класса. Не все становятся математиками или писателями, актерами. Это и не нужно. Истинных художников действительно считанные единицы. Но научиться рисовать, познать законы живописи в состоянии каждый человек. А если он не захочет освоить это ремесло или не сумеет преодолеть внутренний барьер, сможет стать профессиональным зрителем.

Позволь, я задам вопрос тебе. Для чего люди ходят на выставки?

- Обычно мы идем на вернисаж или в галерею для того, чтобы отдохнуть, расслабиться, развлечься. В определенных обстоятельствах, когда наступает черная полоса, выпадает слишком много работы, это необходимо. Не спеша, но и не особенно задерживаясь, переходишь от одной картины к другой, и исчезают внутренняя напряженность, усталость, тревожные мысли.

- Это лишь один пример того, как может повлиять на человека искусство, живопись. Своих учеников я призывала "входить" в картину, "растворяться" в ней, и, возвращаясь в реальность, к себе, не только наслаждаться, но и работать до седьмого пота.

- Так и поступают профессиональные зрители?

- Да! Они мысленно пропускают через свое сознание каждый холст, "вживаются" в картину, "проживают" ее, а   покидая мир реальных грез,  анализируют,  проверяют алгеброй гармонию. От полотен некоторых художников исходит такая сила, такая энергия! Они способны поддержать в тяжелых жизненных обстоятельствах слабых, неуверенных в себе. Другие картины помогают раскрепоститься, отключиться, расправить складки души, то, о чем ты говорила раньше. Конечно, человек создает искусство, но и искусство создает людей, понимающих его, способных находить красоту во всем и наслаждаться ею.

- Наташа, мне кажется, к тому, чтобы стать  профессиональным зрителем, у человека нет никаких препятствий. Было бы желание да любящий учитель. Это верно?

- Конечно! Профессиональным зрителем может быть человек любого возраста, любой профессии. Самая гениальная, на мой взгляд, профессия - человек. Осваивая ее, становишься подлинным художником, номером 1 во всяком деле, узнаешь, для чего пришел в этот мир, обретаешь внутреннюю целостность и гармонию: духовную, душевную, физическую, чувствуешь пространство, тебе отпущенное. Если ощущаешь, что его много, можешь вовлечь, впустить в него больше людей. Как Пикассо. Образно говоря, он распахивал дверь, за которой открывался целый мир, новый, огромный, потрясающий. За ним лавой устремлялись художники, находили свои ниши, уголки в этом пространстве, а ему уже становилось не интересно там, и он открывал новую дверь. И все повторялось сначала. Дали, тот наоборот, построил свой узкий коридор и прошел по нему. Теперь кто бы ни вступил на эту дорогу, неизменно заходит в тупик: Дали уже так  делал. Он был единственным в своем роде, сумевшим из своей болезни создать произведение искусства. Мне лично ближе Пикассо - "открыватель дверей".

- Наташа, ты упомянула о своих пристрастиях. Тебе, наверное, часто приходилось на вернисажах видеть недоумение на лицах зрителей. Кто-то у картин примитивистов пренебрежительно пожимает плечами: "Я тоже так могу намалевать". Кто-то искренне считает себя обманутым, одураченным, глядя на "Черный квадрат" Малевича. Как человеку, который сам себя не знает, отличить подлинное от подделки? Как разобраться, какое направление живописи, творчество какого художника пойдут на благо ему, его духовному здоровью?

- Нужно изучать, чувствовать себя. Не быть предвзятым. Необходимо много видеть, всем интересоваться, во всем себя пробовать. Ставить перед собой задачи, казалось бы не имеющие решения. Как говорил Эйнштейн: "Если мы не можем решить задачу, то давайте хотя бы хорошенько над ней поработаем". Поначалу может быть только один критерий: нравится или не нравится то или иное произведение искусства, тянет тебя к нему или нет. Придется положиться на свои чувства, интуицию. С опытом и практикой придут знания, появится возможность тоньше и глубже ощущать. И если работа вашей души - ваше творчество, будут достаточно серьезны, то жизнь действительно сможет измениться. Именно благодаря творческому опыту человек-художник чаще делает правильный выбор в сложных и простых ситуациях, смотрит свежим, "детским" взглядом, находит новые пути решения проблем. А главное, сохраняет ощущение тайны жизни.

- И еще, мне кажется, важно напомнить читателям: как не может быть одного лекарства для всех, так не может быть единого пути. Стимулом к самопознанию и духовному развитию наравне с живописью может стать музыка, природа, работа, любимый человек.

Но пусть первым, пробным шагом для вас все же будет живопись. Например, живопись Натальи Баженовой. Наслаждайтесь, размышляйте, ищите себя. Постоянно быть в поиске, в движении нелегко, но успокоенность, равнодушие способны сделать жизнь бессмысленной.

Ольга ШУСТОВА

Журнал "Здоровье"  №1  1995г

Комментариев нет:

Отправить комментарий