суббота, 27 июня 2009 г.

Про юнговскую типологию

Вообще говоря, это часть моей обзорной статьи про типологии вообще. Она получилась неприлично длинной для газеты, а подходящего журнала для неё я пока что не нашла. Чтоб добро не пропадало, опубликую хотя бы в жж -- по кусочкам. Критика, комментарии, вопросы и т.д. приветствуются :)

Юнг и его типы личности

Швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) вошел в историю как основатель аналитической психологии, автор оригинальных концепций об архетипах и коллективном бессознательном, а также создатель современной (или точнее, "освежитель" древней) системы типологии литчности. В молодости он успел побывать в любимых учениках у Фрейда, и отец психоанализа всерьез готовил его в свои идейные наследники, но потом они сильно разошлись.

Юнг был убежден, что людей можно классифицировать по степени выраженности свойств, присущих всем. Дело оставалось за малым - найти самые важные, определяющие личность качества. По Юнгу - это четыре (опять "магическая четверка"!) базовых "психологических функций", необходимых для познания мира и себя: 1) ощущение (или сенсорика), 2) мышление, 3) чувствование (как оценочный процесс) и 4) интуиция. Ощущение в системе Юнга сигналит нам, что нечто существует в некой форме; мышление анализирует суть и смысл этого "нечто"; чувствование занято определением, насколько данное "нечто" нам подходит, с нами сочетается, полезно оно нам или вредно; и наконец, интуиция подсказывает, что можно от сего "нечто" ожидать и на что рассчитывать.

Самой влиятельной типологической идеей Юнга оказалось "открытие" экстравертности и интровертности - двух парных понятий, описывающих баланс между противоположными устремлениями, присущие всем людям - "внутрь" или "вовне". Строго говоря, Юнг был не первым и не единственным, кто подбирался тогда к этим психологическим характеристикам, но так уж случилось, что его представление стало наиболее убедительным и популярным. С точки зрения Юнга, экстраверты ориентированы главным образом на явления во внешнем мире, тогда как интроверты заняты, в основном, собственной "внутренней вселенной".

Ярко выраженный экстраверт по Юнгу - это коммуникабельный, открытый, достаточно легко приспосабливающийся к различным внешним условиям человек, бысто завязывающий знакомства и связи, пренебрегающий возможными трудностями, с небрежной уверенностью идущий навстречу неизвестным людям и незнакомым ситуациям. Ярко выраженный интроверт склонен к сомнениям, размышлениям, отступлениям, держит все при себе, избегает "лишних" контактов, всегда находится в частично "защитной позиции" и предпочитает избегать излишнего внимания к своей особе. Большинство людей находятся где-то между этими крайними позициями, в той или иной степени тяготея к одной из них.

"Сцена возле бара" - юнговские типы в действии

Хорошей иллюстрацией того, что такое четыре Юнговских типа, является анализ реакции каждого из "типичных представителей" на такую "зарисовку из жизни": двое мужчин нетвердой походкой выходят из бара, ругаясь и крича друг на друга; после внезаной, короткой и яростной борьбы, один из них падает и ударяется головой об асфальт.

Свидетель "сенситивного" типа (доминирующая функция - "ощущения") даст подробный и точный отчет, что и как произошло. Он заметит рост, тип сложения, типичные черты внешности и одежду каждого персонажа, перескажет последовательность их действий, оценит громкость и воспроизведет звук удара и т.д. и т.п.

"Мыслительный" тип даст интерпретацию увиденных событий, стремясь выявить их смысл. Например, так: "Двое мужчин вышли из бара, задираясь друг к другу - очевидно, оба были пьяны. Они кричали и ругались - стало быть, ссорились. Завязавшаяся драка демонстрирует накал их негативных чувств. Тот, кто упал, был либо слабее, либо пьянее того, кто остался стоять. Судя по звуку, упавший получил сотрясение мозга и нуждается в медицинской помощи..."

У "чувствующего" типа это происшествие вызовет оценочные восклицания наподобие таких: "Какая отвратительная сцена!", "Что за грязные людишки!", "Этот бар - явно не место для приличных людей, чтобы отдохнуть и провести время с друзьями!", "Тот, что упал, наверняка раскроил себе череп, ну, и поделом ему, пьянчуге!.."

"Интуитивный" тип "увидит" тут целую историю: "Скорей всего, эти двое - футбольные фанаты, болеющие за разные команды. Хозяин выгнал их из бара за дебош, и это их еще больше распалило. Судя по звуку удара, тот, что упал, если и выживет, то останется инвалидом. Работать он больше не сможет, так что его бедной жене придется батрачить, чтобы прокормить семью. Вот, что случается с людьми низкой культуры, для которых в жизни нет ничего, кроме футбола и выпивки..."

Экстравертность или интровертность придаст каждой из этих четырех реакций свой оттенок: эсктраверты склонны вмешиваться и призывать к тому же других: вызвать скорую помощь, оттащить нападаюшего от жертвы, тогда как интроверты обычно только наблюдают и переживают, предпочитая, чтобы действовали другие.

Конечно, описанные реакции бывают присущи нам всем. Идея Юнга в том, что каждый человек больше и чаще склонен к какой-то одной из них.

Юнговские "тени"

Важной частью типологии Юнга является наличие так называемой "тени". Идея тут в том, что если у нас более развита одна сторона "юнговского восьмиугольника" (четыре типа для экстравертов плюс столько же для интровертов), то "противополжная" ей сторона является нашей слабостью. При этом мышлению "противостоит" чувствительность, интуиции - сенсорика, а интровертности, конечно же, экстравертность. Эту концепцию тоже лучше всего пояснить на примере. Так, у "интровертированного сенсорика" (а эти люди обладают "фотографической памятью" на звуки, запахи, цвета, фрагменты разговоров, а то и целые куски текста из книг...) "тенью" является "экстравертная интуиция", что проявляется в склонности воспринимать внешние события в негативном ключе, вплоть до тотальной подозрительности.

Другой пример - "мыслитель-экстраверт". Для включения интеллекта этим людям нужна внешняя стимуляция. Они хороши для решения всевозможных проблем и задач, исследований и анализа, реорганизации и постановки точек над "и"... Их тень - интровертированные чувства. И если вспомнить, что чувства у Юнга связаны с оценкой , получается, что такие люди бывают склонны недооценивать хорошее к ним отношение, неожиданно и резко менять свои политические убеждения, духовные устремления и личные привязанности, и вообще, вести себя в сфере чувств, как слон в посудной лавке.

Сам Юнг неоднократно повторял, что "чистых" типов не существует в природе, и самого себя относил одновременно к двум: "интровертированному мыслителю" и такому же "интуиту".

Комментариев нет:

Отправить комментарий