среда, 27 января 2010 г.

Просветительница Грузии





Тропарь Нине, просветительнице Грузии



Слова Божия служительнице, /

во апостольстей проповеди Первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, /

просветительнице Иверии /

и Духа Святаго цевнице, /

святая равноапостольная Нино, /

моли Христа Бога /

спастися душам нашим.







Святая равноапостольная Нина, просветительни­ца Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузин­ских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником свято­му великомученику Георгию (+ 303; память 23 апреля/6 мая). Он происходил из знатного рода, от благочести­вых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284-305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содейст­вовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины Сусанна была се­строй Иерусалимского патриарха.



Двенадцати лет от роду святая Нина пришла в Иерусалим вместе с роди­­телями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию

и по бла­гословению патриарха Иерусалим­ского Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была по­ставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благо­честивой старице Нианфоре.



Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при по­мощи благодати Божией, твердо навык­ла исполнять правило веры и с усер­дием читала Священное Писание.



Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описавшему распятие Хри­ста Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе хитона Господня (Ин. 19, 23-24). На вопрос святой Нины, где пребывает хитон Господень, старица Ниан­фора поясни­ла, что нетленный хитон Господень, по преданию, отнесен мцхет­ским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую уделом Божи­ей Матери.



Святой Нине часто приходилось слышать об этой стране от иудеев, поселив­шихся там и приезжавших в Иерусалим на праздник Пасхи. Узнав, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице: да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу и да поможет ей обрести хитон Господень.



Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».



Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится

в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе) и возрадова­лась духом.



В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на­пи­сано: Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына,

и Святаго Духа (Мф. 28, 19).



С восторгом поспешила Нина объявить своему дяде, патриарху Иеруса­лимскому, об этих снах и полученных ею повелениях. Патриарх и мать ее благосло­вили святую на тот подвиг, к которому вдохновенно и неудержимо стремилась она, и действительно Господь привел Нину совершить его.



По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (IV в.; память 30 сентября/13 октября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284-305). Укрепленная видениями Ангела Господня, святая Нина продолжала свой путь и явилась в Грузию около 319 года. Слава о ней вскоре распростра­нилась в окрестностях Мцхета, где она подви­залась, ибо проповедь ее сопровож­далась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня

по молитве святой Нины во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низверг­нуты с высокой горы идолы Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.



Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого Анастасия по молитвам святой разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. В скором времени она сде­лалась известной в окрестностях, потому что оказывала чудесную помощь страждущим. Больные во множестве стали приходить к ней, и святая Нина мо­литвой исцеляла их недуги и проповедовала о Христе. Слова ее, чудеса, совер­шаемые ею, добродетельная жизнь сильно действовали на окрестных жителей, и многие из них уверовали в истинного Бога. Авиафар, бывший преж­де первосвященником, и его дочь Сидония по принятии христианской веры стали сотрудниками в распространении еван­гельского учения.



Святая Нина любила проводить дни и ночи в молитве под величественным кедром, под которым, по грузинскому преданию, был сокрыт в земле хитон Спа­сителя. На этом месте впоследствии воздвигли первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь Двенадцати святых апос­толов, именуемый Светицховели, что означает «Животворящий Столп»).



Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царевну Нану, которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память 1/14 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих язы­ческих идолов о возвращении дневного света, но они были глухи и мрак умно­жался. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого пропо­ведовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце все осветило своими лучами. Это событие совершилось 6 мая 319 года.



И царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, вскоре обратился

к истин­ному Богу. По совету Нины царь послал просить византийского импера­тора Кон­стантина (306-337) прислать епископа и священников для совершения таинства крещения над народом. Прибывшего в столицу епископа с иереями

и диаконами царь и весь народ встретили с великим почетом и радостью,

и вско­ре началось совершение святого крещения (324 г.; по другим источникам, 326 г.). Прежде всех принял святое крещение царь, за ним царица с детьми. После этого, приготовив крещальню у моста на реке Куре, епископ совершил водоосвящение и крестил всю знать царскую. Место это до сих пор носит наз­вание «Купели вельмож», а несколь­ко ниже «Купели вельмож» два иерея

и диаконы крестили в то время весь народ, который принимал святое крещение так усердно и стремился к этому с такой поспешностью, что в исполнении таин­ственного обряда было немало замеша­тельств. Такое усердие происходило от того, что народ хорошо помнил наставления святой Нины, говорившей им, что кто не примет крещение, тот не может найти вечного света. Таким образом, почти вся Карталиния приняла святое крещение, за исключением кавказских горцев, оставшихся во тьме язычества.



Вслед за тем царь отправил послов в Константинополь с просьбой к им­пе­ратору прислать в Иверию архитекторов для постройки храмов. Импера­тор хо­рошо принял послов, исполнил их просьбу и вместе с ними отправил в но­во­просвещенный край много архитекторов и иереев, вручив в распоряжение епис­копа большую сумму денег для постройки церквей.



Побуждаемая святым усердием, Нина продолжала проповедовать Еванге­лие. Она старалась распространять слово Божие между горцами и в сопровожде­нии пре­сви­тера Иакова и одного диакона отправилась к верховьям рек Арагви и Иори. И многие из горцев приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе в малень­кой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в пос­тоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.



Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была изве­щена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его при­слать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь.

Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отпра­вился в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями мно­гих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина по прось­бе своих учениц рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, за­пи­санный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.



Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 г. (по другим ис­точ­­никам, в 347 г. на 67 году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).



Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) завершил и освятил храм







во имя сродника святой Нины святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан жен­ский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по пове­лению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями







и чудесами. Грузинская Право­славная Церковь с согласия Антиохийского Патри­ар­хата наименовала просвети­тельницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14/27 января, в день ее блаженной кончины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий