среда, 25 марта 2009 г.

О Детях (мусульманский взгляд в деле воспитания)



"Благоразумные родители - мусульмане знают об особенностях психологии своих детей и умеют должным образом подойти к ним и проникнуть в их чистые и невинные души, используя в деле их формирования и ориентации наилучшие методы.

Они разумными методами добиваются их любви, стараются сблизиться с ними с учетом их уровня развития и возраста, играют и шутят с ними, хвалят и говорят им слова любви и поддержки, от которых души детей приходят в восторг и тоже начинают любить родителей. В результате этого они с жаром соглашаются слушать их наставления и доверяют им, причем готовность слушать и повиноваться исходит из их сердец, а между повиновением, основывающемся на любви, уважении, высокой оценке и доверии, и повиновением, в основе которого лежит суровость, принуждение, подавление и всяческие запреты, существует большая разница. В первом случае речь идет о постоянном и неизменном повиновении, а во втором - о повиновении временном и хрупком, которое исчезает уже вскоре после того, как полностью или временно прекращаются проявления суровости и снимаются запреты.

Некоторые люди могут подумать, что простота общения и связи родителя со своими детьми нанесут ущерб его авторитету в глазах детей и унизят его как воспитателя, однако это мнение полностью ошибочно. На самом деле проявление подобных достойных качеств по отношению к детям является мудрым и успешным приемом воспитания, к использованию которого призывает современная педагогика, что же касается посланника Аллаха, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, то он призывал к этому словом и делом еще пятнадцать веков назад.

Так, например, сообщается, что пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, выстраивал в ряд сыновей аль-Аббаса Абдуллаха, Убайдуллаха и Кусаййира, да будет доволен ими Аллах, а потом говорил им:

"Кто добежит до меня первым, получит то-то!" - , после чего они бросались к нему наперегонки и прыгали к нему на спину и на грудь, а он целовал их.

Одна из основных обязанностей родителя состоит в том, чтобы дать почувствовать, что он жалеет их, сочувствует им и любит их, цель чего состоит в том, чтобы создать хорошую психологическую атмосферу, чтобы сердца их ощущали доверие, а души - спокойствие и чтобы они с оптимизмом смотрели в будущее.

Милосердие, являющееся неотъемлемым качеством ислама, относилось к числу наиболее характерных нравственных качеств и высоких достоинств благородного посланника, да благословит его АЛЛАХ и приветствует , о чем свидетельствует содержание хадиса, передаваемого со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:

"Я не встречал никого, кто проявлял бы больше милосердия по отношению к детям, чем посланник Аллаха, да благословит его АЛЛАХ и приветствует. В свое время Ибрахиму (прим. сын пророка, умерший в раннем детстве) нашли кормилицу в аль-Авали, и пророк вместе с нами часто приходил туда, брал его на руки, целовал, а потом возвращался обратно".

Однако в наибольшей степени дух посланника как великого воспитателя проявил себя в его доброте и нежности по отношению к аль-Хасану в том, случае, когда он забрался на него, что стало примером для всех отцов и дедов на все времена, указывая им на необходимость проявления великодушия по отношению к этим молодым и неокрепшим деревцам независимо от того, какое бы высокое положение ни занимали эти отцы и деды и каким бы уважением со стороны других не пользовались. Об этом говорится в хадисе, передаваемом Ахмадом и ан-Наса и со слов Шаддада, да будет доволен им Аллах, который сказал:

"Однажды пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, вышел из дома, неся на руках Хасана. И он вышел вперед и поставил его на землю, а потом сказал: "АЛЛАХ велик!" - , приступил к молитве и склонился в долгом земном поклон. Подняв голову, я увидел, что мальчик забрался к нему на спину, и тогда я снова склонился в земном поклоне, а когда он закончил молиться, люди сказали: "О посланник Аллаха, поистине, ты затянул это дело!" В ответ им он сказал: "Мой мальчик оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделает то, чего ему хотелось!"

Так и должен вести себя мусульманин со своими детьми, общаясь с ними, проявляя к ним доброту и нежность, не забывая пошутить с ними и по мере сил и наличия свободного времени доставляя им счастье и радость.

Сообщается, что мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

"Когда Фатима входила к пророку, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, он всегда поднимался ей навстречу, приветствовал и целовал ее и усаживал ее на свое место, а когда он приходил к ней, она поднималась ему навстречу, брала его за руку, приветствовала его, целовала его и усаживала на свое место. И, поистине, когда она пришла к нему во время той болезни, от которой он умер. Он тоже поприветствовал и поцеловал ее".

Зная об этих высоких наставлениях пророка, да благословит его АЛЛАХ и приветствует, искренний мусульманин уже не может втсречать своих детей нахмурившись, проявлять сухость во взаимоотношениях с ними и говорить им грубые слова, даже если по природе своей он является суровым человеком и по характеру отличается сухостью".

"Поистине, дети наши среди нас -

это частицы наших сердец, что ходят по земле,

и если подует ветер на кого-нибудь из них,

то и глаз моргнуть не сможет!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий