четверг, 19 марта 2009 г.

Как избежать ошибок при приеме на работу

Originally published at Работа и точка.. Please leave any comments there.

Любой человек может рано или поздно поменять место работы. Причины для этого могут быть самые разные, но при приеме на работу в условиях рыночной экономики вам придется вести конкуренцию и за рабочее место. Существуют общие правила, которых лучше придерживаться, если вы рассчитываете на успех. Помимо чисто претендующих цели - опередить конкурентов, претендующих на то же самое рабочее место, знание этих правил может еще не раз вам пригодиться в жизни, причем в самых разных ситуациях - от сдачи экзаменов до понимания психологии своих подчиненных. Овладение этими навыками позволит вам также лучше вести переговоры при создании совместного предприятия или при работе над использова проектом с иностранным партнером, использовать культурные факторы в управлении. Работодатели хотят нанимать людей, которые могут выполнять именно ту работу, которая им поручена.

Чтобы выяснить, кто перед ними, что это за люди, описаниятели используют краткие резюме или описания о трудовой деятельности (resumes), анкеты (application forms), письменные тесты (performance tests), медицинские заключения, просительные (как правило, запечатанные)письма (cover letters), собеседования или интервью с кандидатами на вакантное рабочее место. Каждая из этих процедур имеет свои преимущества и недостатки и соответственно свою сферу применения.

Краткое резюме с описанием трудовой деятельности, с одной стороны, и анкеты и бланки - с другой,- это два пути добиться одной и той же цели:

дать работодателю письменное свидетельство квалификации работника, его деловых качеств.

При заполнении анкеты и подготовке регистрационной формы (бланка) работнику, претендующему на ту или иную должность, необходимо представить два вида информации: 1) данные о самом себе; 2) данные о работе, которую он хотел бы получить. При этом работник, естественно, имеет возможность представить себя в наилучшем свете, например, вписав наиболее яркие факты своей трудовой биографии, избегая при этом негативных сторон. Сделать это можно даже при заполнении анкеты, в которой указаны фиксированные позиции. Для того чтобы в случае необходимости подыскать новое место работы, быть во всеоружии, работнику надо начать сбор фактов о себе пораньше. В любой анкете или бланке, в любом опросном листе (к какой бы сфере деятельности вы ни принадлежали) есть ряд общих обязательных положений. Работодатель требует:

- домашний адрес, телефон, а если вы редко бываете дома - то и телефон вашего друга или

родственника, которые могут оставить записку для вас;

- название работы, которую вы ищете, или цель карьеры, к которой стремитесь;

- имеющийся опыт работы (оплачиваемой или на добровольных началах), включая дату:

поступления на прежнее место (места) работы, полное имя и адрес работодателя, название профессии, размер начального жалованья  (зарплаты) и при уходе с прежнего места работы, причину ухода (переезд, возвращение на учебу в школу после каникул или академического отпуска, поиск лучшего места работы, другая приемлемая для нового работодателя причина, объясняющая ваш уход с прежнего места работы);

- образование - название школы, города, где она расположена, продолжительность периода обучения в ней, указание о полученном дипломе или сертификате, подтверждающем уровень образования, перечень изучавшихся дисциплин;

- прочие сведения о себе: хобби, общественные организации, в которых вы состоите, полученные награды, руководящие посты, которые где-либо занимали;

- конторское оборудование, станки, машины, механизмы, которыми вы  умеете пользоваться, с

указанием имеющегося разряда.

В анкетах и резюме могут быть также вопросы о таких личных качествах человека, как рост, вес, семейное соискател и так далее, хотя соискатель рабочего места это имеет право в анкетах не указывать.

Остальная информация, такая, как номер карточки социального страхования, часто встречается в бланках и анкетах, но редко присутствует в кратких резюме о вашей трудовой деятельности. В анкетах также могут быть вопросы об адресах мест жительства в прошлом, а также об информации, которую вам не хотелось бы открывать, например о наличии судимости.

Если все же такой вопрос будет, рекомендуется во всех случаях  быть  честным.

Следующий шаг человека, ищущего работу, - собрать данные о профессии или месте работы, которые он хотел бы получить.

Прежде всего нужно знать верхнюю и нижнюю границу заработка по данной специальности, требуемый уровень образования или стажа работы, который обычно требуется от кандидата на вакантное место, продолжительность рабочего дня и номер смены, в которой предстоит работать. Более важным является знание своих предполагаемых должностных обязанностей, с тем чтобы вы могли описать свою подготовку к данной профессии именно в терминах должностных обязанностей. Требуется внимательно изучить имеющееся описание работы. В некоторых объявлениях о найме на работу, особенно в количественнуюные учреждения, требуется умение дать количественную оценку своим качествам, с тем чтобы выделить наиболее важные. Увидев любое объявление о вакансиях, постарайтесь связаться с работодателем (даже если речь не идет о государственном учреждении) и выяснить, какого рода качествам он отдает предпочтение, если хотите получить эту работу.

Теперь, когда человек, подыскивающий себе работу, собрал всю необходимую информацию, предстоит подготовить краткое описание своей трудовой деятельности.

Если работник хочет подать заявление о приеме на работу сразу в несколько мест, ему следует позаботиться о такогоовке нескольких вариантов (образцов) такого  документа.

В противном случае краткое резюме может не вполне отвечать требованиям работы, которую человек стремится получить.

Существует два способа подготовки кратких резюме о трудовой деятельности. Способ подготовки резюме зависит от того, насколько опыт и уровень квалификации работника соответствуют характеру работы, на которую он претендует. Можно начать с описания характера работы, выполняемой на последнем месте работы или (второй вариант) - в порядке обратной хронологии - со своей базовой подготовки. Независимо от того, какой из подходов используется, следует придерживаться таких рекомендаций:

- быть как можно точнее в формулировках и помнить, что нечеткое описание можетнявшихся в прошлом обязанностей может дать о вас столь же неопределенное впечатление;

- опишите, каких результатов вы добились на своем прежнем рабочем место.  Если  вы  были  руководителем  проекта   по   повышению    производительности,    по    снижению    издержек    производства,    по   подбору кадров  или  по  достижении  какой-нибудь еще  цели,  скажите об  этом в своем резюме;

- резюме    надо    напечатать, используя стандартный шрифт. Напечатанное резюме во  всех  случаях  предпочтительнее рукописного, хотя   не   все   работодатели   оговаривают это;

- объем резюме ни в коем случае не должен быть более двух  страниц;

- всегда   помните   совет   вашей   мамы  и не говорите ничего, если вы не  можете сказать  что-то  приятное.  Не надо указывать в резюме ничего негативного, но готовьтесь к тому, чтобы в позитивном     тоне обсуждать эти вопросы в ходе интервью или  собеседования;

- обязательно прочитайте образец резюме на предмет устранения орфографических и стилистических ошибок;

- дайте кому-нибудь еще прочитать ваш текст;

- найдите еще и третьего человека для чтения и правки резюме;

- используйте копировальную технику только самого высокого качества и  образца белую бумагу для размножения образца.

Хронологический порядок написания резюме - самый легкий метод. Он же и наименее эффективный, так как он не позволяет выделить самое важное из того, что вам приходилось выполнять ранее. Это также плохой способ подачи информации о себе, когда у вас был по каким-то причинам перерыв в трудовой деятельности или когда вы ищете работу, слишком отличающуюся от той, которой прежде занимались,

Помимо хронологического порядка изложения фактов своей трудовой деятельности может быть принят также функциональный, или аналитический, как его еще называют, подход, в рамках которого может найти более творче отражение проблема квалификационного роста, творческих способностей работника и т. п. Различий между хронологическим и функциональным подходами в подготовке резюме куда меньше, чем общих черт.

Главное - делать акцент на всем том, на чем можно.

Преимуществом функционального подхода к подготовке резюме для потенциального работодателя и, следовательно, для успеха вашей кампании за получение рабочего места являются ясность и очевидность. По такому соотве работодатель может немедленно определить, соответствует или нет работник тем обязанностям, которые ему предстоит выполнять.

Вы можете начать в такого рода резюме с описания вашей квалификации в той специальности, которую ищет работодатель. Не забудьте при этом посмотреть описание профессии. Затем взгляните на ваш опыт и образование, с тем чтобы увидеть, когда в своей трудовой деятельности вы в наибольшей степени соответствовали искомой профессии или должности. И уж потом сами подготовьте резюме, где бы в самом начале рельефно было продемонстрировано все то, что необходимо для занятия искомого места. В таком резюме должны быть подзаголовки, например "Инженерные знания", "Компьютерные языки", "Подготовка в области общения", "Опыт в исследовательских проектах и разработках" и т. д. Такого рода подзаголовки выглядят куда более предпочтительно в сравнении с хронологическим порядком изложения.

Как соответствовать анкете? Некоторые крупные работодатели, такие, как рестораны быстрого питания или правительственные агентства, предпочитают, чтобы работник, претендующий на должность, заполнял анкету, а не писал бы резюме о своей трудовой деятельности. Анкета, естественно, более подходит стилю крупной организации, потому что люди быстрее находят нужную им информацию, если она всегда расположена на привычном, заранее определенном месте. Однако подготовка резюме до заполнения анкеты в любом случае будет для вас полезной. Вы можете использовать резюме, когда обращаетесь к работодателю с просьбой о приеме на работу на то или иное предприятие.

Вы можете представить резюме даже в том случае, когда требуется заполнять анкету.

Это лишь подтвердит ваши качества. Резюме окажет вам помощь и в том случае, когда нужно быстро заполнить анкету. В сущности, анкета- это резюме, выполненное в иной форме. Неважно, какой жесткой является по структуре анкета, у вас всегда есть возможность продемонстрировать работодателю, что вы тот человек, который ему нужен.

С первого взгляда кажется, что анкеты не оставляют человеку, который ищет работу, никакого выбора. Конечно, анкета не обладает той гибкостью, что резюме. Но вы также вполне можете использовать анкету к вашей выгоде.

Помните, что отношение человека, читающего анкету, вовсе не сводится к позиции: "Давайте-ка выясним, в чем этот человек не подготовлен?"

Скорее он будет стремиться к тому, чтобы выяснить: "Может быть это тот человек, который нам нужен?" Используйте все части анкеты (разделы об образовании, об опыте работы и т. п.), чтобы показать это.

Вот некоторые общие советы по заполнению анкет:

- попросите  две   копии   анкеты;

- если же анкета предоставляется только в одном экземпляре, сделайте ее фотокопию, прежде чем начать заполнять ее. Вам понадобится более чем одна копия, чтобы подготовить наброски анкеты;

- прочитайте всю анкету с начала до конца,прежде чем начать ее заполнять;

- подготовьте образец  своей  анкеты, если в нескольких отделениях в    рамках одной и той  же компании или организации используется анкета одной и той же формы;

- не проставляйте в  образце название специальности (оно  не  обязательно  может в   точности  совпасть  с  той,  что  требуется), дату заполнения и  подпись. Проставьте все это в фотокопии,  когда будете  ее подписывать;

- напечатайте анкету, если можете;

- если в форме анкеты имеется слишком мало пространства между строчками, инфор можно было напечатать нужную информацию на машинке,    сделайте   следующее. Напечатайте всю информацию на  чистом листе бумаги, затем наклейте этот лист бумаги на анкету и сделайте фотокопии значител продукта. Такая процедура    значительно облегчает чтение анкеты;

- не оставляйте пустого пространствав анкете;

- ставьте всегда слова "не имеется", если запрашиваемая в анкете информация не имеет к вам отношения. Это дает понять людям, которые будут читать вашу анкету, что вы не пропустили (сознательно или нет) какой-то вопрос;

- принесите с собой резюме и копию другой информации, которая может  потребоваться (такой,   как   адрес  предыдущего места   жительства), когда  придете к потенциальным работодателям в случае, если требуется заполнить   анкету на месте.

Но по возможности стремитесь заполнять анкету дома и высылайте ее почтой вместе с резюме в запечатанном конверте,  чтобы  лучше  подчеркнуть  свои  сильные стороны.

Умейте написать интригующее просительное или сопроводительное письмо.

Вам придется написать такое письмо, когда вы трудовойе потенциальному работодателю резюме своей трудовой деятельности или заполненную анкету. Письмо должно привлечь внимание работодателя, показать ему, почему вы пишете, указать, почему ваш прием на работу будет выгоден компании, и содержать просьбу о собеседовании. Специфика информации, которая сообщается в письме, предполагает, что такое письмо должно быть написано и адресовано индивидуально. Каждое письмо должно быть прекрасно отпечатано, что может представлять в известной мере проблему. Здесь помогает текстовой процессор, специальное оборудование или компьютерная программа. Часто меняется только адрес и первый абзац письма, а также форма обращения с просьбой о собеседовании. Эти позиции в письме легко изменить с помощью текстового процессора и пишущей машинки с электронной памятью. Если у вас нет доступа к такого рода оборудованию, постарайтесь взять его напрокат. Теперь пункт за пунктом пройдемся по содержанию письма.

Приветствие.

Каждое письмо должно быть адресовано лично тому человеку, к которому вы хотите обратиться, то есть к тому, кто вас будет нанимать на работу.

Определенно это не какой-то клерк в отделе кадров и даже не начальник отдела кадров. Наиболее вероятно, что это тот человек, под непосредственным руководством которого вам предстоит работать. Позвоните в компанию, чтобы удостовериться в том, что вы правильно написали его имя и фамилию. Произнесите ее точно по буквам.

Вступительная часть.

Она должна содержать призыв к читателю.

Запечатанное письмо - всегда письмо с предложением о продаже чего-либо. Продажа начинается тогда, когда вам удалось привлечь чье-то внимание. Привлечь и удержать внимание лица, к которому вы обращаетесь, гораздо легче, если вы говорите в первых строках своего письма не о себе, а о компании, в которой хотите работать. Обязательно упомяните в начале письма о проектах, которые разрабатываются компанией, о полученных ею наградах и премиях, о любых других благожелательных отзывах о фирме, которые вам довелось слышать или прочесть. Эту информацию вы можете почерпнуть из деловой периодической прессы, включая хозяйственный раздел местной газеты и множество профессиональных и экономических журналов, посвященных данной отрасли. Если вы обращаетесь по объявлению, можете упомянуть о нем в начале своего письма. Если вам кто-то посоветовал написать, используйте его имя (конечно же получив на это согласие).

Основная часть.

Эта часть письма дает краткое описание ваших качеств со ссылкой на резюме, которым ваша рекламная кампания завершается.

Окончание письма.

Вы не можете получить того, о чем не просите. В конце письма должна быть просьба о собеседовании. Предложите в нем также возможную дату и время встречи, укажите, что вы обязательно подтвердите назначенное вам время. В заключении используйте стандартные вежливые фразы, вроде "Искренне ваш». Оставьте 3-4 строки для вашей подписи и ниже напечатайте ваше полное имя. Под вашим именем лучше подпечатать и номер телефона, по которому с вами можно связаться. Можно указать номер своего телефона и в основной части письма, но помните, что в этом случае найти его труднее, когда читающий ваше письмо решит вам позвонить.

http://9job.ru/



http://rejob.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий