пятница, 13 марта 2009 г.

А вот не знаю, как озаглавить..

Столько сразу про Дом вспомнилось...Введите содержимое врезки

 Собственно, началось  все с темы Встречи...

И Дом для меня был  тоже из тех событий, которые бывают у каждого в жизни если не как поворотные, то дающие опору на всю жизнь.

Думаю, что и материнство во многом было определено тем, что был в моей жизни Дом. И С психологией сразу как-то сразу яснее стало и ...ответственнее. Видеть, как изо дня происходит рождение человеческого, иметь возможность едва не пощупать все то, что раньше постигалось через логику лекций или статей, авторитета педагога... В Доме логика жизни была вся на ладони - на ладонях детей, рождающих речь, например,  движениями пальцев не образно, но зримо... Как смешно было позже слушать охи и восклицания набирающих "модность" теорий о важности развития мелкой моторики..  В Дом в то время поступили две совсем маленькие девочки-близняшки,  тотально слепоглухие, и можно было видеть, как с каждым днем они крепли и становились увереннее...

   В Дом стали приходить школьники из соседней школы. Соседство было парадоксальным: имея едва не общий забор, Школа и Дом жили абсолютно параллельной жизнью, ученики школы даже не знали, что там, за ближней стеной...

   Для многих из них это тоже стало  очень важным жизненным открытием...

  Приглашая школьников в Дом, мне хотелось разделить с ними еще одну тему тех лет: все мы в ЭТО были увлечены идеей Творчества и доступности и обязательности (и не меньше!))) его для каждого.  Едва ли  не каждый второй тогда играл на флейте, рисовал, сочинял стихи;   пели все, "играли в театр", были увлечены невероятными теориями относительно социального  устройства, педагогических  инноваций...  В тот период я переживала бурное увлечение сказкой, ремеслами, историей  (игрушки только начинались))))- и все это "вывалила" на приведенных в Дом школьников. Помимо общения с детьми Дома, мы вечерами собирались в одном из сарайчиков  и пели, разговаривали, играли, а иногда на выходных ходили по ближним улицам и срисовывали узоры резьбы на деревянных домах, чтобы потом попытаться разгадать смысл этих завитушек, дев-рыб, дракончиков и решеточек...

      А в Доме в паузах между работой и встречей со школьниками рассматривала толстые, пухлые от обсыпанных брайлевскими пупырышками библиотечные книги и рисунки детей.

  С  "человеческим", как мне тогда казалось, было более или мене все ясно. Но вот дальше - как же с Творчеством? Что и каким оно может быть и есть ли  - для детей Дома?  Может быть и здесь - можно "пощупать" "философский камень" творческого начала в человеке?

   Дети в Доме рисовали. И лепили. И "слушали", как мы поем и играем на гитаре. Когда во время ночной смены я укладывала младших спать, то садилась на кроватку,  а ребенок клал мне на горло ладошку и "слушал" как я пою. А я пыталась понять, что же тогда такое - музыка....

  .... В то время с Доме тотально слепоглухих было несколько человек. И рисунки, которые я могла "полистать"  -  были от слабовидящих детей. Надо сказать, что рисунки малышей пракически не отличались от рисунков зрячих детишек.  Только головоноги появлялись позже, да раньше и чаще в рисунках начинали появляться буквы. Потому что буквы для этих детей были вещественны, в жесте руки, пальцев, имеющие такое же качество могущими быть изображенным, как и любой другой вполне себе предмет. Или человек. Самый любимый мой рисунок был "Мама и папа": Нарисованная мама, потом крупно - буква И, и нарисованный папа...

  Рисунков было немного - рисовали с детьми очень мало, немного лепили, но, в основном, скорее диагностически: часто в качестве иллстрации риводимый Апраушевым пример вылепленной ребенком птички на веточке - она сидела на ней как на попке, свесив по-человечьи ножки...

  .. Тогда запомнилось лишь именно удивление отсутствия отличий рисунков  от "обычных" . А Апраушев еще "подлил масла в огонь" - тогда вышла одна из первых книг Бауэра об исследованиях развития младенцев, в которой черным по белому было написано - что и  глухие и "нормальные"  младенцы начинают... гулить,  примерно в одни и те же сроки.  Это было первой "занозой" в педставлениях, что если ребенка чему-то не учить, то сам ни за что не научится.... И что в рисунках детей что-то устроено не совсем как у взрослых - не по закону художественного образа...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий